Главная     Контакты     Карта сайта     О сайте  

ИСТОРИЯ

Хронология

Краткая история обители

Изучение истории монастыря

План-схема монастыря

Монастырский комплекс

связи с Петербургом

Монастырь сегодня

Календарь
памятных дат

ПЕРСОНАЛИИ

Прп. Антоний Краснохолмский

Игумены монастыря

патриарх Иоасаф II

игумен Анатолий (Смирнов)


кн. Андрей Угличский

инокиня Марфа (Романова)

А.К. Жизневский

архиеп. Димитрий (Самбикин)

В.З. Исаков

ИСТОЧНИКИ

Монастырские летописцы

Летописец

Перевод Летописца

Синодик

ЛИТЕРАТУРА

Список научных работ

Тверской патерик

Библиотека

ФОТО И ВИДЕО

Фотогалерея

Видиофильм

Аналогии

КОНТЕКСТ

Бежецкий Верх

Красный Холм
в XVIII в.

Новости сайта

Наши баннеры

Ссылки

 

Синодик Николаевского Антониева монастыря

А. К. Жизневский о синодике Николаевского Антониева монастыря

К рукописям монастыря можно причислить еще Синодик монастыря, 1685 года. Это большая рукописная книга в половину листа, написанная в помянутом году, при игумене Паисии, трудами многогрешного чернеца Макария Крылова Тихвинца. В ней 551 лист.

Несмотря на его довольно позднее написание, в синодике удержаны главнейшие записи родов вкладчиков монастыря всех древних синодиков и присоединены к ним записи родов конца XVII столетия, всего XVIII столетия и начала нынешнего столетия. Записи родов вкладчиков из прежних синодиков и вкладчиков конца XVII и начала XVIII столетия писаны крупным уставом, а записи следующих за сим родов вкладчиков написаны простою рукописью гражданского шрифта.

Поводом к написанию этого синодика, как значится в прописанном в его предисловии монастырском приговоре, послужило следующее обстоятельство: «Яко многия объявилися имена въ книге синодике неведомо чьи и писалъ такожде не знаемо кто, не бояся Бога и не разсмотря чина монастырскаго, яко сие вписание тайное, безъ ведома власти, несть помяновение, но паче исходатайствуетъ себе же и той грехъ душамъ". И потому игуменъ, келарь, казначей, 4 иеромонаха, 3 диакона, 6 монаховъ на соборе приговорили: «Чтобы никто не дерзалъ безъ ведомости властей и безвкладно вписывать родителей своихъ и чужихъ въ эту книгу, но вписывали бы по благословению власти, и чтобы вписанные поминаемы были вечно, пока стоить святая обитель.»

После общей записи по статьям имен бывших со времени существования монастыря и благодетельствовавших ему патриархов, царей и великих князей, митрополитов Новгородских и Ростовских, архиепископов Новгородских, архимандритов, игуменов, иеромонахов, иеродиаконов и монахов обители, следуют частные записи родов замечательнейших вкладчиков и благотворителей монастыря XVI и XVII столетий.

Особенно замечательны между этими записями:

Записи родов: царя Бориса Годунова, государыни старицы Марфы Ивановны, князя Иоанна Шуйского, князей Калужских, князей Углицких, бояр: Романовых, князя Бориса Лыкова, князей Одоевских, князя Дмитрия Пожарского, князей Морткиных, князя Алексея Щербатого, Нелединских-Мелецких, Шереметевых, князя Владимира Волконского, Василия Иоанновича Стрешнева, Федора Ловчикова, Масловых. Непейциных, Лодыгиных, Зиновьевых, Бутурлиных, Афанасия Глазатого. Олтяшевых, Милюковых, Семена Ивановича Заборовского, патриархов: Никона в Иоасафа, архимандрита Варфоломея, игуменов обители: Паисия, Александра, Боголепа, Иоиы, Кирилла, Никандра, преподобного Никона, ученика Сергия Чудотворца.

Кроме сего, вписаны для поминовения побитые подо Псковом в 1650 г., 74 человека, 16 человек монахов Углицкого монастыря, побитые от Литвы, а также опальные разных чинов люди и между ними много князей и княгинь царствования Иоанна Грозного, — всего 304 человека.

Между монахами обители, вписанными в статьях общей записи, на первой и второй страницах этой статьи вписаны 26 монахов убиенных, конечно, во время литовского разорения,[1] именно: Никандр, Феогност, Иов, Иаков, Аврамий, Маркелл, Герасим, Елиссей, Васьян, Тарасий, Симеон, Виссарион, Матфей, Боголеп, Исаия, Иродион, Александр, Иов, Леонтий, Васьян, Александр, Дорофей, Анисим, Онуфрий, Илия. Никон.

 

[1] Это избиение монахов должно отнести к 1611 году, когда, по словам летописей, было на Руси такое лютое время Божия гнева, что люди нечаяли впредь спасения себе, когда чуть не вся земля Русская опустела, и прозвали старики наши то лютое время лихолетьем (Вестник Европы 1867 г. м. июнь, «Московское разорение» Н. Костомарова, стр. 96).

 

 

Орфография текста - современная. Текст по: Жизневский А.К. Древний архив Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря. М.., 1879. С. 65 – 66.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2009 - 2014

Hosted by uCoz