Главная     Контакты     Карта сайта     О сайте  

ИСТОРИЯ

Хронология

Краткая история обители

Изучение истории монастыря

План-схема монастыря

Монастырский комплекс

связи с Петербургом

Монастырь сегодня

Календарь
памятных дат

ПЕРСОНАЛИИ

Прп. Антоний Краснохолмский

Игумены монастыря

патриарх Иоасаф II

игумен Анатолий (Смирнов)


кн. Андрей Угличский

инокиня Марфа (Романова)

А.К. Жизневский

архиеп. Димитрий (Самбикин)

В.З. Исаков

ИСТОЧНИКИ

Монастырские летописцы

Летописец

Перевод Летописца

Синодик

ЛИТЕРАТУРА

Список научных работ

Тверской патерик

Библиотека

ФОТО И ВИДЕО

Фотогалерея

Видиофильм

Аналогии

КОНТЕКСТ

Бежецкий Верх

Красный Холм
в XVIII в.

Новости сайта

Наши баннеры

Ссылки

 

Персоналии

Тарасова Наталья

ИНОКИНЯ МАРФА ИВАНОВНА (РОМАНОВА)

 

«государыня великая» старица инокиня Марфа Ивановна (70-е гг. XVI в. – 1631) – мать царя Михаила Федоровича Романова. Будучи «великой государыней», неоднократно посещала Николаевский Антониев монастырь. Имела в монастыре духовника. В 1631 г. по ее душе в Антониеву обитель был внесен вклад, а в монастырском Синодике 1685 г. среди записей родов замечательнейших вкладчиков и благотворителей монастыря помещена запись и ее рода.

 

Происхождение

В миру Ксения Ивановна Шестова, дочь костромского дворянина Ивана Васильевича Шестова, происходившего из старомосковского дворянского рода Морозовых-Филимоновых, и некоей Марии, известной только по имени. О годе и месте ее рождения достоверных сведений нет.

 

Владения

  • В наследство от своего отца Ксения Ивановна получила старинную вотчину деда своего, Василия Михайловича Шестова, село Домнино (ныне Сусанинский район Костромской области) с 57 деревнями и починками (из этого села Домнина был родом известный крестьянин Иван Сусанин).
  • От матери Ксения Ивановна получила в вотчину село Климентино (ныне Климатино в Угличском районе Ярославской области) с 14 деревнями и 9 пустошами. Впоследствии Угличская вотчина по Государевой жалованной грамоте 1615 г. была передана московскому Новоспасскому монастырю.
  • Будучи «великой государыней», старица Марфа Ивановна обзавелась двором в Городецком кремле (г. Бежецк Тверской области, не сохранился), вероятно, между 1615 и 1627 гг. Появление двора в Городецко связывают с тем, что недалеко находилась довольно крупная вотчина Романовых – село Хабоцкое (ныне жилое село в Краснохолмском районе Тверской области) – также доставшееся в наследство Марфе Ивановне от отца.

 

Семья

Около 1585 года Ксения Ивановна вышла замуж за московского боярина Федора Никитича Романова-Юрьева (будущий патриарх Филарет, двоюродный брат царя Федора Ивановича), от которого имела пять сыновей (четверо умерли в младенчестве до 1601 года) и одну дочь Татьяну. Татьяна вышла замуж за князя Ивана Михайловича Катырева-Ростовского. Скончалась в 1611 году. Оставшийся в живых сын Михаил в 1613 году был избран царем, положив начало новой династии – Романовых.

 

Хроника жизни

В 1600 году царь Борис Годунов наложил опалу на всех Романовых, которые по родству с царем Иваном IV могли претендовать на царский трон. В 1601 году Федора Никитича постригли в монахи с именем Филарет и отправили в ссылку в Антониево-Сийский монастырь. Детей, Татьяну и Михаила, вместе с другими родственниками отправили в ссылку на Белоозеро (затем их взяла к себе тетка по отцу Марфа Никитична Романова-Черкасская и увезла в село Клины Юрьевского уезда (ныне Кольчугинский район Владимирской области), старинную вотчину Романовых). Ксения Ивановна была насильно пострижена в монахини с именем Марфа и отправлена на поселение в Толвуйский Егорьевский погост на берегу Онежского озера (территория Заонежской половины Обонежской пятины Великого Новгорода). В этой ссылке она провела 5 лет. Существует предание о Толвуйской ссылке инокини Марфы Ивановны. Первый год инокиня Марфа провела в заточении и много болела, в 1602 году ей было разрешено общение с местными жителями, и она начала много ездить по окрестностям, посещая местные храмы и монастыри. Толвуйские крестьяне, сострадая ее участи, указали больной монахине целебный источник, в котором она получила исцеление от болезни. В память об этом событии этот источник получил название «Царицын ключ», а близлежащие деревни стали называться Ближнее Царево и Дальнее Царево Толвуйского погоста. Став «великой государыней», инокиня Марфа Ивановна много жертвовала в толвуйские Георгиевскую и Троицкую церкви, Богоявленскую (Петропавловскую) церковь в Чёлмужах, в часовню на родине святого Зосимы Соловецкого в деревне Загубье, а также в Палеостровский, Яшезерский, Александро-Свирский и Хутынский монастыри. Инокиня Марфа Ивановна не забыла обителей, оказавших ей духовную помощь и гостеприимство в годы ссылки, а также своих «толвуйских доброжелателей» и благодетелей. Михаил Федорович, став царем, за услуги, оказанные матери, в частности в 1614 году пожаловал «обельными» грамотами священника Толвуйского погоста с детьми и еще несколько крестьянских семейств в Заонежье. В Богоявленскую церковь в Чёлмужах была пожертвована царем Михаилом Федоровичем древняя икона с изображением Спасителя и Божией Матери, о чем свидетельствовала надпись на ней от 8 марта 1614 года. Одним из пожертвований Марфы Ивановны в Чёлмужскую церковь считается оловянное блюдо. Монастырям были пожалованы ряд льгот и земельные угодья.

В 1605 году инокиня Марфа получила дозволение проживать вместе с детьми.

По изъявлению нового царя, Лжедмитрия I, пришедшего к власти в 1605 году, инокиня Марфа Ивановна, когда ее муж Филарет (Романов) был возведен в сан митрополита ростовского и ярославского, с детьми перебралась в Ростов. В 1608 году Ростов был захвачен отрядом тушинского войска самозванца Лжедмитрия II, и митрополит Филарет был увезен «неволею» в Тушино под Москву, где был избран патриархом. После захвата в плен митрополита Филарета тушинцами, Марфа Ивановна переселилась с детьми в Москву, где прожила до 1611 года. В Москве Романовым пришлось пережить тяжелую осаду сначала тушинскими войсками Лжедмитрия II, затем войсками польского короля Сигизмунда III, который силой пытался захватить московский царский трон.

В октябре 1612 года Москва была освобождена от поляков, и инокиня Марфа с сыном (ее дочь к этому времени скончалась) уехала из Москвы сначала в свою приданную вотчину, село Домнино, затем, из-за угрозы нападения польских отрядов, в Кострому, в Ипатьевский монастырь.

В 1613 году благословила сына на царство. После избрания Михаила Федоровича царем, переехала на жительство в Москву, способствуя созданию вокруг трона сына ближнего (родственного) окружения и оказывая личное влияние на сына вплоть до 1619 года, когда из плена был возвращен Филарет (Романов). В Москве старица Марфа жила в кремлевском Вознесенском девичьем монастыре, став его игуменьей. За Москвой-рекой великая старица устроила новую ремесленную слободу, а в своем собственном подмосковном селе Рубцове-Покровском, кроме ткацких мастерских, завела садовое хозяйство.

Став «Великой государыней», старица Марфа Ивановна способствовала возрождению после разорения в Смутное время Богоявленского женского (девичьего) монастыря в Угличе. Первый ее вклад в монастырь – Евангелие, датируемое 1614 годом. Примерно тогда же на ее средства была построена деревянная церковь во имя иконы Божией Матери «Федоровская», образа ставшего почитаемым в семье Романовых, поскольку именно пред ним был поставлен на царство ее сын Михаил. В 1620 году с «Федоровской» иконы Божией Матери по заказу Марфы Ивановны для монастырской церкви неизвестным царским изографом был сделан список. Позднее в монастырь ею были пожалованы образ святой Параскевы Пятницы и Евангелие 1628 года в драгоценном окладе с вкладной надписью. В 1629 году «великая старица» пожаловала обители деньги, села, пустыни, мельницы.

С именем Марфы Ивановны связан и Макариево-Унженский монастырь. Еще в 1612 году инокиня Марфа Ивановна и Михаил Федорович совершили паломничество к преподобному Макарию Унженскому, у мощей которого молились об избавлении из польского плена митрополита Филарета. В 1619 году митрополит Филарет вернулся в Москву и был поставлен Патриархом Московским и всея Руси. Тогда же совершилось прославление преподобного Макария Унженского в лике общерусских чтимых святых, а инокиня Марфа с царем Михаилом отправились в новое – благодарственное – паломничество на Унжу, в Макариеву обитель, в октябре 1619 года. При первых Романовых Макариево-Унженскую обитель уравняли в правах с Соловецким монастырем, ей были пожалованы богатые дары, церковные предметы и земли.

Предполагают, что между 1615 и 1627 годами был у старицы Марфы Ивановны двор в Городецком кремле (не сохранился). Появление двора в Городецко (ныне город Бежецк Тверской области) связывают с тем, что недалеко находилась довольно крупная вотчина Романовых – село Хабоцкое. В 20-е годы XVII века инокиня Марфа опекает в Городецко Введенский мужской монастырь (не действующий), делает в него пожертвования, в частности жертвует икону святого Уара в память о царевиче Дмитрии. Грамотой царя Михаила Федоровича в 1627 году Введенский монастырь приписывается к государеву двору. Вероятно, в те же годы старица Марфа Ивановна неоднократно посещала и близлежащий к ее хабоцким владениям Николаевский Антониев монастырь, где исповедовалась у старца священноинока Ионы, впоследствии ставшего игуменом этого монастыря. В 1631 году по ее душе в Антониеву обитель был внесен вклад в виде богослужебных книг («Книги Николы Чюдотворца: Потребник печатной; да Служебник печатной, да Псалтырь печатная, все в полдесяти, пожаловала великая государыня инокиня Марфа Ивановна»), а в монастырском Синодике 1685 года среди записей родов замечательнейших вкладчиков и благотворителей монастыря помещена запись и ее рода. В 1627 году инокиня Марфа сделала вклад в виде Евангелия в Кашинский Благовещенский монастырь, вероятно, в связи с рождением долгожданного первенца – внучки Ирины Михайловны.

Скончалась «великая государыня» старица-инокиня Марфа Ивановна (Романова) в 1631 году в Москве и была похоронена в Новоспасском монастыре, где покоятся многие члены рода Романовых. Инокиня Марфа некогда пожертвовала в монастырь древнюю «Смоленскую» икону Божией Матери. Этот образ и ныне пребывает в стенах монастыря.

После смерти Марфы Ивановны царь Михаил Федорович основал на Старом государевом дворе в Москве Знаменский монастырь (не действующий), наделил его землями и угодьями, принадлежавшими инокине Марфе (в т.ч. селом Хабоцким), подарил новоустроенной обители родовые палаты (во владении монастыря они пробудут до середины XIX века). Первоначально соборным храмом стала домовая холодная церковь Знамения времен Никиты Романовича Романова. В нее поместили главную святыню – родовую Знаменскую икону XVI века, по преданию вывезенную из Новгорода, перед которой молились предки Михаила Федоровича. Она была богато убрана золотом, серебром и драгоценными камнями. Патриарх Филарет украсил ее жемчугом. Предполагают, что Знаменский монастырь основан в память кончины «великой старицы» на том самом месте, где родился ее сын Михаил Федорович.

 

Портреты

Известно несколько портретов Марфы Ивановны (Романовой):

  1. Портрет «Великая Инокиня Марфа Ивановна», написанный масляными красками на картоне неизвестным художником, предположительно, с натуры, в XVII в., хранившийся в Тверском музее А. К. Жизневского.
  2. Портрет Марфы Ивановны, опубликованный в книге Н. С. Шайжина «Заонежская заточница», вышедшей в Петрозаводске в 1912 г., предположительно, написанный в XVII в. Портрет впоследствии был передан в Олонецкий естественно- промышленный и этнографический музей в Петрозаводске.
  3. Гравюра Иоганн Штенглина «Ксения Ивановна, княжна Сицкая» 1768 г.
  4. Портрет инокини Марфы, написанный маслом на холсте, кисти неизвестного художника 1771 г.
  5. Эстамп неизвестного гравера «Ксения, матерь и наставница царя Михаила Федоровича», выполненный в пер. трети XIX в.
  6. Портрет "Великая старица инокиня Марфа, жена боярина Федора Никитича Романова, урожд. Шестова" из серии портретов представителей династии Романовых, созданных З.П. Ахочинской к 300-летию со дня рождения царя Михаила Федоровича. (РГАДА. Библ. Илл. ф. № 2896. Л. 4. Цветная литография. Из издания К.А. Бороздина «Российский царственный дом Романовых». Спб., 1898 г. В составе библиотеки МГАМИД.).
  7. Портрет "Великая старица Инокиня Марфа, в миру Ксения Ивановна Романова", черно-белый, выпущенный на открытках к 300-летию Дома Романовых (на нашей странице: Источник: сайт "Забытая Кострома").

 

 

Использованные публикации:

  1. Анатолий (Смирнов), игумен. Историческое описание Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря Весьегонского уезда Тверской губернии Тверь, 1883. С. 43 – 44.
  2. Березинская С. Н. Романовы и Макарьевский край // Романовские чтения. История Российской государственности и династия Романовых: актуальные проблемы изучения. Кострома. 29-30 мая 2008 года. С. 218.
  3. Биография.ру: Биографическая энциклопедия. Режим доступа: http://www.biografija.ru/biography/romanova-jureva- kseniya-ivanovna.htm (дата обращения: 4.08.2014).
  4. Бодэ А. Б. Поэзия Русского Севера: Иллюстрированный обзор существующих памятников деревянного культового зодчества. М., 2002. С. 84.
  5. Брагин В. И. Так погибали Бежецкие церкви: Книга-покаяние. СПб., 2008. С. 154 – 159.
  6. Веселовский С. Б. Исследования по истории класса служилых землевладельцев. М., 1969. С. 119.
  7. Гущина В. А. Толвуйская заточница Инокиня Марфа: Из жизни основательницы царской династии Романовых // Кижи. 2006. № 10 (28). Ноябрь.
  8. Гущина В. А. Инокиня Марфа // Русская история: Правители России. 2010. № 5-6.
  9. Гущина В. А. Челмужские «бояре»: К 400-летию династии дома Романовых (1613 – 2013) // Кижи. 2013. № 2 (97). Март. С. 5.
  10. Жизневский А. К. Древний архив Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря. М., 1879. С. 65.
  11. Жизневский А. К. Описание Тверского музея. Археологический отдел. М., 1888. С. 188.
  12. Зайцева И. И. Евангелие из семьи первых Романовых: Книга, замкнувшая круг истории династии // Официальный сайт ГМЗ «Царское Село». Режим доступа: http://www.tzar.ru/science/research/gospel (дата обращения: 16.08.2014).
  13. Зимин А. А. Формирование боярской аристократии в России во второй половине XV – первой трети XVI в. М., 1988. С. 85, 96, 241.
  14. Козляков В. Н. Михаил Федорович. М., 2004.
  15. Лебедева Е. Московский Знаменский монастырь // Православие.RU. Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/put/28620.htm (дата обращения: 04.08.2014).
  16. Масляков В. В. Село Хабоцкое и его окрестности // Край Краснохолмский: исследования краеведов. Тверь, 2009. С. 13 – 15.
  17. Морозова Л. Е. Михаил Федорович // Вопросы истории. 1992. № 1. С. 32 – 47.
  18. Мошин А. Страницы будущей книги «Очарование Заонежьем» // Кижи. 2006. № 10 (28). Ноябрь. 16. На родине преподобного Зосимы Соловецкого возведена часовня // Православие.RU. Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/news/15336.htm (дата обращения: 16.08.2014).
  19. Официальный сайт Богоявленского женского монастыря в г. Углич. Режим доступа: http://www.monastyr- bogoyavlenie.ru/ (дата обращения: 10.08.2014).
  20. Официальный сайт Корнилие-Палеостровского Рождественского мужского монастыря. Режим доступа http://paleostrov.ru/ (дата обращения 10.08.2014).
  21. Официальный сайт Костромской епархии РПЦ МП. Режим доступа: http://www.kostromaeparhia.ru/index.php/eparhia/monasteries/650-svyato-troickij-makarievo-unzhenskij-zhenskij- monastyr (дата обращения: 12.08.2014).
  22. Официальный сайт Новоспасского ставропигиального мужского монастыря. Режим доступа: http://novospasskiymon.ru/index.php (дата обращения: 12.08.2014).
  23. Официальный сайт Свято-Троицкого Ипатьевского мужского монастыря. Режим доступа: http://ipatievsky-monastery.ru/ (дата обращения: 14.08.2014).
  24. Петров П. Н. История родов русского дворянства. СПб., 1886. Т. 1. С. 88.
  25. 23. Сайт Свято-Троицкого Антониево-Сийского мужского монастыря. Режим доступа: http://siya.aonb.ru/index.php? num=512 (дата обращения 16.08.2014).
  26. Селифонтов Н. Н. Сборник материалов по истории предков царя Михаила Федоровича Романова. Ч. II. СПб., 1898. С. 77 – 81, 90 – 92.
  27. Сенин С. И. Двор Великой государыни-инокини // Тверская жизнь. 2000. 3 Июня. С. 4.
  28. Сказание Авраамия Палицына. СПб., 1909. С. 336 – 354.
  29. Скрынников Р. Г. Михаил Романов. М., 2005.
  30. Хмыров М. Д. Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови. СПб., 1993. С. 19, 91, 101, 107, 157.
  31. Царские дары Ксении Шестовой // Интернет-проект «Малые города России». Режим доступа: http://www.small- cities.ru/yglich/istorii_raznoe_4.html (дата обращения: 04.08.2014).
  32. Шайжин Н. С. Заонежская заточница, Великая Государыня инокиня Марфа Ивановна, в мире боярыня Ксения Ивановна Романовна, мать царя Михаила Федоровича. К 300-летнему юбилею Царственного Дома Романовых. Петрозаводск, 1912.
  33. Шуцкая Г. К. Палаты бояр Романовых // Московский журнал. 2009. № 8 (224). Август.

 

 

Полная версия статьи в печати.

 

 

2009 - 2014

 

Hosted by uCoz