Главная     Контакты     Карта сайта     О сайте  

ИСТОРИЯ

Хронология

Краткая история обители

Изучение истории монастыря

План-схема монастыря

Монастырский комплекс

связи с Петербургом

Монастырь сегодня

Календарь
памятных дат

ПЕРСОНАЛИИ

Прп. Антоний Краснохолмский

Игумены монастыря

патриарх Иоасаф II

игумен Анатолий (Смирнов)


кн. Андрей Угличский

инокиня Марфа (Романова)

А.К. Жизневский

архиеп. Димитрий (Самбикин)

В.З. Исаков

ИСТОЧНИКИ

Монастырские летописцы

Летописец

Перевод Летописца

Синодик

ЛИТЕРАТУРА

Список научных работ

Тверской патерик

Библиотека

ФОТО И ВИДЕО

Фотогалерея

Видиофильм

Аналогии

КОНТЕКСТ

Бежецкий Верх

Красный Холм
в XVIII в.

Новости сайта

Наши баннеры

Ссылки

 

Персоналии

Тарасова Наталья

Андрей Васильевич Большой (Горяй), удельный кн. Угличский

князь Андрей 

Васильевич Угличский. Фресковое изображение из Архангельского собора Московского КремляАндрей Васильевич Большой[1] (Горяй)[2], удельный князь Угличский (1446 – 1493) - князь, при участии которого строился Никольский собор Антониева монастыря. В 1494 г. по его душе его дочерьми в Николаевский Антониев монастырь был внесен значительный вклад.[3]

 

Происхождение

Сын великого князя Московского Василия II Васильевича (+ март 1462 г.), прозванием Тёмный, и Марии Ярославны (впоследствии инокиня Марфа, +1485 г.), княжны Боровской[4] ; родной брат моск. вел. кн. Ивана III. Родился 19 августа 1446 г. (в день памяти святого Андрея Стратилата) в период заточения его родителей, Василия II и Марии Ярославны, в Угличе.

 

Удельные владения

По духовному завещанию Василия II в 1462 г. (Андрею тогда было около 15 лет) получил в удел

  • г. Углич (ныне Ярославская область),
  • г. Звенигород (ныне Московская область),
  • Бежецкий верх (ныне Тверская область),
  • села и города Велетов, Кистьма, Рожалов, Устюжна Железопольская (ныне Вологодская область).
  • В 1472 г. получил от матери во владение Романов городок на Волге (впоследствии Романов-Борисоглебск, ныне г. Тутаев Ярославской области).
  • В 1480 г. от вел. кн. Ивана III получил в управление г. Можайск (Московская область).

 

Хроника жизни

В январе 1460 г. Андрей Большой участвовал в новгородском походе своего отца вел. кн. моск. Василия II (официальной целью этого похода было поклонение новгородским святыням). Осенью 1469 г. кн. Андрей Большой по указу Ивана III принимал участие в походе на Казань. Андрей Васильевич участвовал в первом походе своего брата Ивана III на Новгород летом 1471 г. На следующий год он стоял с полками в Серпухове, прикрывая русские земли от нашествия хана Ахмата. Зимой 1478/79 гг. Андрей Большой принимал участие во втором походе Ивана III на Новгород. Весной 1480 г. вместе с братом Борисом, кн. Волоцким, предпринял мятежные действия против Ивана III. Осенью того же года - принял участие в «стоянии на Угре»[5]. Летом 1491 г. отказался от участия в войне Ивана III с «Ахматовыми детьми». В сентябре 1491 г. по приглашению Ивана III Андрей прибыл в Москву. Тогда же по указу Ивана III был схвачен и посажен в тюрьму (в каменную темницу Казенного двора близ Благовещенского собора), где и скончался 6 ноября 1493 г. Андрею Васильевичу было 47 лет. По указу Ивана III захоронен в семейной усыпальнице потомков кн. Ивана Калиты — Архангельском соборе Московского Кремля. Земли, которыми владел князь Андрей Васильевич Большой, отошли к Москве.

 

Андрей Большой – удельный князь

В своем уделе кн. Андрей много сделал для величия Православной Церкви и культуры. В 70-е и 80-е годы XV ст. кн. Андрей разворачивает масштабные строительные работы: было начато сооружение каменных стен вокруг Угличского Кремля, и был выстроен каменный дворцовый ансамбль, в состав которого вошли - Спасо- Преображенский собор (1485 – 1487 гг.)[6], княжеские палаты[7], жилые покои и хозяйственные помещения. Главной святыней угличского Спасо- Преображенского собора стали обретенные при его постройке мощи кн. Романа Владимировича [8]. В 1469 - 1470 гг. к востоку от княжеских палат была воздвигнута домовая церковь Андрея Большого «во имя царя Константина и матери его Елены», патрональной святой жены князя.

1479 - 1482 гг. в трех верстах от Углича в Покровском Паисеевом монастыре, основанном еще в сер. XV в., был выстроен каменный Покровский собор.[9] При Андрее Большом был построен каменный собор во имя Иоанна Предтечи и в Успенской пустыне на реке Учме (полностью разрушен в советское время). Считается, что Учменский монастырь был основан св. Кассианом Греком (дядей Софьи Палеолог) на средства кн. Андрея.[10] В 1481 г. началось строительство каменного Никольского собора Антониева монастыря, основанного прп. Антонием у впадения р. Мелечи в Неледину, продолжавшиеся до 90-х гг. XV в. В 1490 г. на торгу под стенами крепости, на Успенской площади Углича, было начато строительство посадского (городского) собора, прерванное в следующем году опалой кн. Андрея. К числу храмов, построенных в княжение Андрея Большого, некоторые исследователи относят и сооружение Никольского собора в Можайске.[11]

Каменные храмы, сооруженные князем, нуждались в устройстве их внутреннего убранства, в создании фресок и икон. С этой целью Андрей Большой приглашает в Углич крупнейшего художника той поры - Дионисия. Ни одной работы этого мастера в Угличе не сохранилось. По одной из версий, Дионисием по заказу угличского князя была написана ныне находящаяся в Воскресенском соборе города Тутаева чудотворная икона "Нерукотворный Образ Всемилостивого Спаса".[12] Но о влиянии этого мастера на иконопись Углича свидетельствует известный Леонтьевский чин (ныне в Ярославском музее), и можно говорить о его причастности к росписи Покровского и Спасо-Преображенского соборов (близ последнего при раскопках было обнаружено более 8 тыс. фрагментов фресок).

В 1477 г. для повышения духовного престижа княжества Андрей Большой приглашает на игуменство в соседний Рождество-Богородичный монастырь (ныне село Прилуки на Волге) выдающегося книжника тех лет, постриженика Кирилло-Белозерской обители старца Ефросина[13]; в самом городе при «княжьем дворе» организует скрипторий - книгописную мастерскую. Из ее стен вышла знаменитая псалтирь 1485 г. Федора Шарапова (ныне в РНБ в Санкт-Петербурге). В те же годы устроителем угличского Покровского монастыря Паисием было написано «Евангелие» с изумительными по красоте инициалами и заставками (ныне в Государственном архиве Ярославской области).

При Андрее Большом в Угличе велось летописание, и предполагают, что «Угличский летописец»[14] этого времени стал основой одной из общерусских летописей – Типографской[15].

Князь Андрей предпринял попытки церковного прославления Саввы Строжевского из принадлежавшего ему Звенигорода и Романа Угличского.

 

Семья

В 1470 г. в возрасте 24 лет Андрей женился на дочери Романа Андреевича, князя Мезецкого, Елене, от которой имел двух сыновей, - Ивана (+1522) и Дмитрия (+1540)[16] , проведших свою жизнь в заточении, и двух дочерей Евдокию и Ульяну (Иулианию), которых не коснулось ни заточение, ни гонение.

 

Почитание князя

В 2006 г. администрацией Угличского района было принято решение о ежегодном праздновании 22 августа как дня кн. Андрея Васильевича Большого.[17] В этом же году в Красном зале Угличского государственного историко-архивного и художественного музея состоялась научно- просветительская конференция на тему «Князь Андрей Большой и его время», на которой было заслушано 8 докладов. Андрей Васильевич почитается как святой благоверный князь Угличской земли (Ярославская епархия).

 

 

Использованные публикации:

  1. Борисов Н. С. Горький удел: Московское вероломство 7000 года // Родина. 2003. № 12. С. 34 - 39.
  2. Борисов Н. С. Иван III. М., 2000.
  3. Голейзовский Н. К. Дионисий и князь Андрей Угличский // Древняя Русь. 2005. № 4 (22). С. 103 - 118.
  4. Выголов В. П. Никольский собор Антониева Краснохолмского монастыря (последняя четверть XV в.) // Памятники русской архитектуры и монументального искусства: пространство и пластика. М., 1991.
  5. Жизневский А. К. Древний архив Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря. М., 1879.
  6. Булкин Вал. А., Салимов А. М. Никольский собор Антониева Краснохолмского монастыря. Материалы исследований. М., 2001.
  7. Ерохин В. Андрей Большой. Несколько штрихов исторического портрета // Угличская газета. 2006. 12. 25.
  8. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. СПб.: Брокгауз-Ефрон, 1890—1907. (Интернет-версия)
  9. Андрей Васильевич Большой (Углицкий) // Информационный портал Угличского муниципального района. Публикация от 20 июня 2006 г.
  10. Официальный сайт Угличского благочиния
  11. Алексеева С. В. Два города на Волге или следы времени // Санкт-Петербургский университет. 2002. № 31 (3622).
  12. Крылов Л. Красный Холм и его соборы. Тверь, 1883.
  13. Хмыров М. Д. Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови. СПб., 1993.
  14. Российская и мировая история в таблицах / Автор-состовитель Ф. М. Лурье. СПб., 1998.


  15. См. также:

    Горстка А. Н. Горяй: Повесть об Андрее, князе Угличском. Углич; Рыбинск, 2005.

    Гречухин В. А. Лики Четвертого Рима. Ярославль, 2004.

 

 

Примечания:

[1] Современники называли кн. Андрея Большим, чтобы отличать его от его родного брата кн. Вологодского Андрея Васильевича (1452 - 1481), которого называли Андреем Меньшим.

[2] В дореволюционной литературе прозвище «Горяй» трактовалось как «познавший много горя», «горемыка», сегодня исследователи склонны трактовать это прозвище как «горячий нравом».

[3] «Лета 7002 году месяца ноября преставися благоверный князь Андрей Углицкий; а далъ въ домъ Чудотворцу Николе и страстотерпцу Христову Димитрию по своихъ родителехъ и по своей душе, въ наследие благъ вечныхъ; изъ вотчинъ своихъ деревню Костычево, д. Нави, д. Коробово, д. Мокра-вицы, д. Пикалово съ лесы и съ луги и со всеми угодьи". См.: Летописец о зачатии Бежицкого верху Николаевского Антониева монастыря… // Жизневский А. К. Древний архив Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря. М., 1879. С. 70.

[4] От этого брака у Василия II Васильевича было семь сыновей и одна дочь: Юрий Большой (1437 – 1441), Иван III (1440 – 1505), кн. Московский и всея Руси, Юрий Молодой, кн. Серпуховский (1441 – 1472), Андрей Большой, кн. Угличский (1446 – 1494), Симеон (1447 – 1449), Борис, кн. Волоцкий (1449 – 1494), Андрей Меньшой, кн. Вологодский (1452 – 1481).

[5] Стояние на реке Угре — военные действия в 1480 г. между ханом Большой Орды Ахматом и великим князем московским Иваном III, вызванные отказом Москвы (1476 г.) платить Орде ежегодную дань. Положило конец монголо-татарскому игу. Московское государство стало полностью независимым.

[6] Спасо-Преображенский собор первые два века своей истории, вероятно, был деревянным. Затем, в XV в., при угличском князе Андрее Васильевиче Большом в 1485 - 1487 гг. отстраивается в камне. Новый храм вошел в архитектурный комплекс выстроенного немногим ранее обширного и тоже каменного княжеского дворца. Он стоял к западу от княжеских Палат, замыкая с одного края внутреннюю дворцовую площадь. Из описаний известно, что собор был одноглавый четырехстолпный, поднятый на подклет, окруженный с трех сторон галереей и двумя приделами. Уже при Андрее Большом он был расписан и снабжен иконами. После польско- литовского разорения собор был поновлен, а в 1700 г. угличане преступили к его перестройке. В 1706 г. новый Спасо- Преображенский собор был освящен. Сегодня в Угличе можно увидеть именно этот храм с иконами XVII – XVIII вв. и росписями XIX в. С 2004 г. в соборе по воскресеньям и в праздники совершаются службы. Источник: Информационный портал Угличского муниципального района.

[7] Палаты местных удельных князей, одно из древнейших сохранившихся до наших дней жилых зданий России. Они входили в состав огромного комплекса жилых и парадных зданий, созданных в кремле на волжском берегу при угличском князе Андрее Большом. Княжеский дворец Углича имеет давнюю историю. Впервые он появился, вероятно, в начале XIII века, когда Углич достался князю Константину Всеволодовичу или Владимиру Константиновичу. В этих деревянных дворцах жили местные князья, бывали Юрий Звенигородский, Димитрий Шемяка, во время ссылки в 1446 г. находился великий князь Василий Темный, заключивший в стенах дворца перемирие с Шемякой. Но только при Андрее Большом примерно в 1480-х гг. дворец становится каменным. Это было исключительным событием в истории государства. Ведь только старший брат Андрея великий князь Иван III мог позволить себе каменное строительство, и к тому же каменные дворцы Москвы стали строиться немного позднее угличских. Был создан сложный комплекс зданий. В XVII в. княжеские палаты были сожжены, уцелели только парадная и главная часть. В XVIII в. они были отремонтированы, а в к. XIX в. – отреставрированы. Источник: Информационный портал Угличского муниципального района.

[8] Святой благоверный князь Роман, Угличский чудотворец, родился в 1235 г. (память 3/16 Февраля). Он был младшим сыном угличского князя Владимира и княгини Фотинии, племянником святого князя Василька Ростовского (+1238 г.; память 4/17 марта). В 1261 г., по смерти своего старшего брата, святой Роман в 26 лет принял на себя управление княжеством. Святой князь Роман Владимирович много потрудился для украшения столицы своего княжества - г. Углича; строил и содержал странноприимные дома и богадельни. Заботился святой князь Роман и о монастырях и храмах Божиих. В течение 24 лет своего правления он построил и украсил богатыми вкладами более 15 храмов. Святой князь прославился также построением в своем княжестве нового прекрасного города, который был назван в честь основателя Романовым (ныне г. Тутаев Ярославской области). В 1280 г. скончалась жена святого благоверного князя Романа княгиня Александра. С того времени он всецело посвятил себя подвигам поста, молитвы, благотворительности и благочестия. Преставился к Богу святой князь Роман 3 февраля 1285 г. Тело его было погребено в церкви Преображения в Угличе (с 1989 г. в ц. Димитрия «на поле»). Мощи святого Романа в 1486 г. были обретены нетленными и перенесены в новую соборную церковь Преображения. По распоряжению патриарха Иова мощи были освидетельствованы Казанским митрополитом святителем Гермогеном (будущим патриархом) в 1595 г., после чего последовало прославление святого. В 1605 г. святые мощи князя Романа были сожжены поляками вместе с храмом, но частицы их сохранились. После его смерти Угличское княжество перешло в удел ростовских князей, так как святой князь Роман умер бездетным. В 1462 г. г. Углич стал центром удельного княжества Андрея Васильевича Большого. Источник: сайт «Русские святые». См.: Жития святых в изложении святителя Димитрия, митрополита Ростовского. Февраль.

[9] Покровская Паисиева мужская обитель находилась на левом берегу реки Волги в 3 км выше Углича (недалеко современная деревня Покровские Горки). Первые упоминания об обители датированы 30-ми гг. XV в. (время правление моск. кн. Василия II Темного, отца кн. Андрея Угличского). В 1466 г. (по другим данным в 1476 г.) угличский князь Андрей Большой пригласил из Калязинского Макарьева монастыря старца Паисия, приходившегося племянником прп. Макарию, основателю упомянутой обители. Из всех других угличских монастырей он выбрал Покровский и занялся его расширением и обустройством. В конце XV в. обитель получила земельные пожалования от Андрея Большого в окрестностях города. Уже в 1479 - 1482 гг. при поддержке князя Андрея Паисий строит каменный Покровский собор. Покровский собор, наряду с княжескими палатами и Спасо- Преображенским собором в Угличском Кремле (на месте этого собора сегодня сохранился другой одноименный собор XVII - XIX вв.), стал одним из первых каменных зданий Углича. Время управление монастырем старцем Паисием становится временем расцвета и известности Покровского монастыря. Монастырь становится значительным культурным центром края. В нем работали артели иконописцев, существовали мастерские производившие иконы и рукописные книги. Вплоть до самого конца своего существования он являлся самым прославленным и известным угличским монастырем. В XVI в., после смерти Паисия, в монастыре появились каменные трапезная Богоявленская церковь и надвратный Никольский храм (построены примерно в 20-е гг. XVI в.), деревянная церковь Сергия Чудотворца. К концу XVI в. ему принадлежали слобода на городской стороне, 36 сел с деревнями. Тогда же в XVI в. монастырь становится духовным центром края и местом паломничества. В Смутное время его разорили и разрушили. В 1609 г. от рук поляков погибли игумен Антоний и 40 монахов. При возобновлении монастыря (ок. 1619 г.) на Покровский собор поставили еще четыре главы, и он стал пятикупольным, возобновленная Богоявленская церковь тоже стала пятиглавой. Очевидно, в конце XVII в., была сделана попытка обнести монастырь каменными крепостными стенами, но построили лишь две башни по бокам Никольского. В 1692 г. указом патриарха Адриана в монастыре учреждена архимандрития (упразднена в 1764 г.). В XVIII в. монастырь окружили обычной оградой с крохотными башенками. В нач. XIX в. перестроили надвратный храм и Святые ворота. Им придали симметрию, пристроили портик и увенчали классицистической колокольней со шпилем, но башни сохранили первозданный вид. В 1828 — 1831 гг. над надвратной церковью надстроена колокольня высотой 30 м. В 1860 г. выстроено новое здание гостиницы. В обители находились также многочисленные жилые и хозяйственные помещения, начальное двухклассное училище. На территории Покровского монастыря кроме прп. Паисия были захоронены Фёдор, Данила и Алексей Адашевы, местные церковные деятели и монахи. В монастыре также находилась явленная чудотворная икона «Покрова Божией Матери» (явлена, вероятно, при старце Паисии). В таком виде монастырь встретил начало XX века. В 1920-е гг. монастырь был упразднен. В 1930-е гг., когда начались работы по строительству ГЭС, то территория монастыря оказалась в зоне затопления. В 90-е гг. ХХ в. на берегу р. Волги близ предполагаемого места святой обители установлен памятный крест.

[10] Об этом монастыре можно прочитать на Информационном портале Угличского муниципального района. См.: Старостин А. Зимний визит в Учму // Угличская газета. 2010. 31 марта; фото пользователя Учма Учма на «Мой мир@mail.ru»

[11] Известен как Старо-Никольский собор или Петропавловская церковь. Подробнее о соборе можно узнать на сайте «Храмы России».

[12] По другим данным, икона принадлежит кисти св. прп. Дионисия Глушицкого, жившего в XV в.

[13] Об этом монастыре читайте на сайте «Народный каталог Православной Архитектуры».

[14] Угличский летописец / Отв. ред. Севастьянова А.А. Ярославль. 1996.

[15] Типографская летопись, общерусский летописный свод, составленный в конце 20-х гг. XVI в. в Троице-Сергиевом монастыре лицами из окружения митрополита Даниила. В основе Типографской летописи лежали: летопись, близкая Лаврентьевской, с ростовскими дополнениями; сокращённый московский свод 1479 г.; ростовский свод архиепископа Тихона; Троице-Сергиевский летописный свод с местными записями и другие источники. Многие известия Типографской летописи являются уникальными. В 1558 г. Типографская летопись была продолжена в том же Троице-Сергиевом монастыре материалами Никоновской летописи и повестями о взятии Казани. В 1784 г. и 1853 г. Типографская летопись издавалась московской Синодальной типографией, в библиотеке которой она хранилась.

[16] Старший сын – Иоанн – перед смертью принял схиму с именем Игнатий. Сегодня он известен как прп. Игнатий Прилуцкий. Житие и чудеса прп. Игнатия написаны были вскоре после его кончины, в первой половине XVI в. современником его монахом Логгином. Мощи прп. Игнатия почивают под спудом в нижней церкви Спасо-Прилуцкого монастыря. Церковная служба князю страдальцу известна по рукописям XVI в. Прп. Игнатий Прилуцкий и благ. кн. Дмитрий были помещены митрополитом Евгением в список угодников Божиих, почивающих в Вологодской епархии, а также и в историческом словаре святых, прославленных в Российской Церкви (С.-Петербург, 1836 г.). О прп. Игнатии можно прочитать на официальном сайте Спасо-Прилуцкого Димитриева монастыря.

[17] О проведении праздника Дня Андрея Большого, кн. Углицкого, читайте на Информационном портале Угличского муниципального района.

 

 

Фото с сайта Информационный портал Угличского муниципального района: Андрей Васильевич Большой, князь Угличский. Фресковое изображение из Архангельского собора Московского Кремля

 

 

 

2009 - 2014

Hosted by uCoz