Главная     Контакты     Карта сайта     О сайте  

ИСТОРИЯ

Хронология

Краткая история обители

Изучение истории монастыря

План-схема монастыря

Монастырский комплекс

связи с Петербургом

Монастырь сегодня

Календарь
памятных дат

ПЕРСОНАЛИИ

Прп. Антоний Краснохолмский

Игумены монастыря

патриарх Иоасаф II

игумен Анатолий (Смирнов)


кн. Андрей Угличский

инокиня Марфа (Романова)

А.К. Жизневский

архиеп. Димитрий (Самбикин)

В.З. Исаков

ИСТОЧНИКИ

Монастырские летописцы

Летописец

Перевод Летописца

Синодик

ЛИТЕРАТУРА

Список научных работ

Тверской патерик

Библиотека

ФОТО И ВИДЕО

Фотогалерея

Видиофильм

Аналогии

КОНТЕКСТ

Бежецкий Верх

Красный Холм
в XVIII в.

Новости сайта

Наши баннеры

Ссылки

 

Тарасова Наталья

ИГУМЕН АНАТОЛИЙ (СМИРНОВ)

185-летию со дня рождения игумена Анатолия

130-летию со дня опубликования его труда

Вот уже почти сто тридцать лет исследователи начинают знакомство с историей Краснохолмской обители с книги «Историческое описание Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря Весьегонского уезда Тверской губернии», написанной монастырским игуменом Анатолием (Смирновым). Но до сих пор биография автора этого значимого труда в историографии монастыря остается неизвестной. Общие сведения из его биографии – предполагаемый год рождения, некоторые этапы жизненного пути – известны только узкому кругу исследователей Николаевского Антониева монастыря. Мы решили восстановить, насколько это позволяют сделать исторические источники, основные вехи биографии игумена Анатолия (Смирнова).

Предпринятая нами реконструкция биографии основана на разных архивных источниках и печатных материалах XIX – начала XX вв., о чем можно прочитать в более полной версии статьи (см. выходные данные в конце страницы).

Реконструкция биографии игумена Анатолия (Смирнова).

Родился в 1828 году [1] в селе Богородское-Базулино калязинского уезда в семье пономаря местной церкви Владимира Васильева [2]. До монашеского пострига носил имя Александр [3].

В 1837 году поступил на обучение в кашинское приходское духовное училище, в 1839 году поступил в высший класс этого же училища [4]. Обучение проходил, находясь на отцовском содержании [5]. Затем обучался в среднем мужском духовном учебном заведении Тверской епархии - Тверской духовной семинарии [6], - в которую поступил в 1844/5 году [7] . Характеризовался как «очень тихъ и к старшим почтителен» [8]. По окончании курса уволен с аттестатом 2-го разряда [9]. Холост. После окончания семинарии вступил на монашеский путь [10].

14 июля 1854 года, в возрасте 26 лет, был определен в число послушников первоклассного Троицкого Макарьева Калязина монастыря. В монашество пострижен в том же Троицком Калязином монастыре [11] 2 декабря 1856 года. 22 августа 1857 года произведен в иеродиакона, в октябре 1857 года - в иеромонаха. 13 октября 1858 года определен ризничим. 24 июня 1860 года награжден набедренником. 29 мая 1861 года определен казначеем. 15 апреля 1864 года определен наместником того же Троицкого Калязина монастыря [12].

26 апреля 1865 года определен строителем Кашинского Дмитровского монастыря. В том же 1865 году с 11 мая по 13 августа исправлял должность настоятеля Троицкого Калязина монастыря [13]. Затем снова назначен в Кашинский Дмитровский монастырь со званием строителя, где и прослужил до осени 1869 года[14] .

20 октября 1869 года определен настоятелем третьеклассного Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря [15]. 14 декабря 1869 года возведен в сан игумена [16].

13 августа 1870 года за особенное усердие и труды в пользу бедных духовного звания по представлению Тверского Епархиального Попечительства изъявлена ему Архипастырская признательность [17]. 15 апреля 1872 года за отличную усердную службу Всемилостивейше награжден золотым наперсным крестом [18] .

Будучи игуменом Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря занимался изучением древнего архива этого монастыря [19], в 70-е гг. XIX века [20], в результате чего им в возрасте 55 лет была написана и опубликована в Твери в 1883 году [21] книга «Историческое описание Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря Весьегонского уезда Тверской губернии».

Нельзя не сказать несколько слов об этом замечательном труде. Книга издавалась только один раз, в 1883 году, но не потеряла своей актуальности для исследователей и интересующихся историей Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря и сегодня. В целом, написанная в рамках ставшего традиционным для православных монастырей XIX века жанра «исторического описания», она имеет внутреннюю логику повествования (разбита на смысловые главы, отражающие и историю, и современность монастыря), основанного на монастырских источниках и преданиях. При внимательном прочтении становится совершенно очевидно, что создание книги было результатом тщательной работы с монастырскими документами. Обращения к общим историческим трудам того времени крайне редки. Обращает на себя внимание одна особенность труда – доминирование истории обители над современным ее состоянием. Анатолий явно хотел прославить обитель, показать ее древность, описать ее былое величие и славу. Вероятно, в душе он был не согласен с тем, что такая древняя и славная обитель была незаслуженно забыта его современниками. Определенный интерес представляет собой и такая особенность труда, как вплетение исторических обстоятельств монастыря в рассказ о его настоятелях. Это не столько удачный литературный ход, облегчающий чтение, сколько умело найденная возможность наиболее полно и живо показать монастырскую историю. В работе Анатолия мы сталкиваемся не с перечнем настоятелей и краткими сведениями из их биографии, а с живыми людьми, которые созидали монастырь, заботились его процветании, вместе с ним переживали не лучшие времена, стараясь сохранить монастырь как единый организм, в котором важно все – и святыни, и братия, и монастырские стены. Не имея какого-либо специального образования, явно не являясь специалистом в области исторического знания, игумен Анатолий сумел весьма профессионально отнестись к тем источникам, на основе которых создавал свой труд. Анатолию удалось написать не только книгу о монастыре, но и определить те направления, по которым специалисты и сегодня работают, изучая историю Николаевского Антониева монастыря. Конечно, с точки зрения современного специалиста, труд игумена Анатолия имеет и ряд недостатков, но для своего времени он был написан весьма профессионально. Надо также отметить, что книга игумена Анатолия практически сразу стала научным источником по истории города Красный Холм и ближайшей округе для современников. Именно научные изыскания Анатолия легли в основу книги священника Л. И. Крылова «Город Красный Холм и его соборы». В свою очередь, знакомство с трудом Л. И. Крылова позволило А. Л. Мясникову в своих воспоминаниях привести историческую справку по истории Красного Холма и Краснохолмского монастыря. Поэтому «Историческое описание Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря Весьегонского уезда Тверской губернии» игумена Анатолия (Смирнова) стоит первым в ряду историографии монастыря, города Красный Холм и его округи  [22].

В 1887 году Анатолий был возведен в сан архимандрита [23]. В 1894 году награжден орденом Св. Анны 2 степени за службу [24]. В 1895 году состоял почетным блюстителем по хозяйственной части духовного училища г. Красный Холм [25]. Согласно определению Святейшего Синода от 23 июня 1899 году за № 2251 Анатолий, которому исполнился 71 год, был переведен в Троицкий Калязин монастырь с сохранением сана архимандрита [26] . Таким образом, игуменом Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря Анатолий (Смирнов) был с 1869 по 1899 гг. – всего 30 лет. Это весьма примечательная дата, если учесть что до него только прп. Антоний Краснохолмский, основатель монастыря, управлял монастырем 20 лет [27]. После игумена Анатолия, вплоть до закрытия монастыря, сменилось еще пять настоятелей [28].

Итак, с 1899 года архимандрит Анатолий (Смирнов) становится настоятелем Троицкого Калязина монастыря. 2 сентября 1901 года архим. Анатолий принял участие в освящении главного престола церкви во имя Владимирской иконы Божией Матери г. Красный Холм, сослужив архиеп. Димитрию (Самбикину) [29]. В 1902 году он является председателем отделения епархиального училищного совета [30]. С 1902 по 1907 гг. Анатолий состоял действительным членом Тверской ученой архивной комиссии [31]. В 1903 году был назначен членом комиссии для составления описи древностей Калязина монастыря [32]. 21 – 22 сентября 1903 года архим. Анатолий освящал пределы краснохолмского Владимирского храма в сослужении местного духовенства [33]. В 1904 году пожертвовал в Тверской епархиальный историко-археологический комитет (?) 20 фотографий с фресок соборного храма Троицкого Калязина монастыря [34]. Награжден в 1906 году орденом Св. Владимира 4 степени [35]. 28 декабря 1907 года награжден орденом Св. Владимира 3 степени, по случаю 50-летия священнической службы [36] . Состоял действительным членом общества хоругвеносцев Калязинского Николаевского собора и почетным членом калязинского благотворительного общества «Доброхотной копейки» [37]. В 1908 – 1915 гг. – почетный член ТУАК [38]. Указом Святейшего Синода 8 ноября 1911 года уволен согласно прошению от должности архимандрита Троицкого Калязина монастыря [39]. Архимандриту Анатолию уже 83 года. Но и в 1911, и в 1912 гг. Анатолий еще продолжает оставаться почетным членом Ученой архивной комиссии [40] и членом отделения тюремного комитета г. Калязина [41]. Скончался архим. Анатолий Смирнов) предположительно в 1915/16 году, поскольку в Адрес-календаре на 1916 год он уже нигде не значится [42] . Архимандриту Анатолию (Смирнову) было около 87 лет.

 

 

Примечания:

[1] Послужной список о настоятеле Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря игумене Анатолии. За 1873 год // ГАТО. Ф. 186. Оп. I. Ед.хр. 4559. Л. 5.

Дата - 1828 г. - не указана в источнике, она вытекает из простых математических расчетов, поскольку в источнике указан возраст игумена Анатолия на 1873 г.

[2] Именная ведомость об учениках Кашинского духовного приходского училища высшего класса за 1839/40 учебный год // ГАТО. Ф. 1215. Оп. 1. Ед.хр. 57. Л. 548.

В «Послужном списке о настоятеле Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря игумене Анатолии. За 1873 год» указано, что он «из духовного звания». Однако фактически он был сыном пономаря. Должность пономаря относится к низшим чинам клира, пономарь – церковнослужитель, т.е. служитель церкви без посвящения. Несмотря на то, что в 1722 г. церковнослужители получили обычные права духовного состояния, а их положение в общественно-гражданском отношении с конца XVIII – в первой половине XIX вв. претерпевало различные изменения, все равно церковнослужители находились в более сложных и худших условиях, чем священнослужители. Фактически сын церковнослужителя не имел возможности, даже получив хорошее образование, изменить свое социальное положение и добиться какого-либо карьерного роста. Более того, оказавшийся без места по выходе из семинарии сын церковнослужителя мог быть определен на военную службу. Кроме этого выход из духовного звания предполагал переход в одно из податных состояний по выбору с определенными льготами от податей. Поэтому вполне возможно, что реалии времени также стали одной из причин определения в 1854 г. Александра в монастырь. – См.: Знаменский П. В. Приходское духовенство в России со времени реформы Петра. Казань, 1873. С. 31, 335 – 341, 346 - 347.

[3] В «Именной ведомости об учениках Кашинского духовного приходского училища высшего класса за 1839/40 учебный год» Александр значится под фамилией Смирнов, а не Васильев. Мы предполагаем, что фамилию Смирнов Александр мог получить, поступив на обучение в приходское духовное училище, поскольку в практике того времени случаи перемены фамилии для обучающихся в духовных учебных заведениях были нередки. – Напр., см.: Предписание из Правления Тверской семинарии смотрителю Краснохолмских духовных училищ иеромонаху Иоасафу от 2 февраля 1847 года // ГАТО. Ф. 840. Оп. 1. Ед.хр. 590.

[4] Именная ведомость об учениках Кашинского духовного приходского училища… // ГАТО. Ф. 1215. Оп. 1. Ед.хр. 57. Л. 548.

[5] Там же. Л. 549.

[6] Послужной список о настоятеле Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря игумене Анатолии. За 1873 год // ГАТО. Ф. 186. Оп. I. Ед.хр. 4559. Л. 5.

[7] ГАТО. Ф. 575. Оп. 4. Ед.хр. 1093. Л. 226 обр., 130 обр.

[8] Там же. Л. 130 обр.

[9] Послужной список о настоятеле Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря игумене Анатолии. За 1873 год // ГАТО. Ф. 186. Оп. I. Ед.хр. 4559. Л. 5.

Семинарист второго разряда имел право быть священником в церкви третьего разряда, преподавателем приходской школы или поступить в Медико-хирургическую академию. Однако выпускник второго разряда в дальнейшем мог пройти переэкзаменовку и повысить свой статус. К тому же «Устав православных духовных училищ 1814 г.» давал возможность продолжить обучение в духовной академии и искать ученых степеней кандидата и магистра богословия. Почему Анатолий не воспользовался этим шансом достоверно неизвестно, но можно предположить, что дальнейший его жизненный путь был выбран сознательно. – См.: Федоров В. А. Духовное образование в русской православной церкви в XIX веке // Педагогика. М., 2000. № 5. С. 77; Сухова Н. Ю. Система научно-богословской аттестации в России в XIX – начале XX в. М., 2009. С. 59.

[10] Послужной список о настоятеле Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря игумене Анатолии. За 1873 год // ГАТО. Ф. 186. Оп. I. Ед.хр. 4559. Л. 5.

[11] Здесь и далее будем использовать именно это наименование монастыря, как наиболее употребляемое и часто встречающееся в источниках и литературе.

[12] Послужной список о настоятеле Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря игумене Анатолии. За 1873 год // ГАТО. Ф. 186. Оп. I. Ед.хр. 4559. Л. 6.

[13] Эти факты в «Памятную книжку Тверской губернии за 1865 г.» не вошли. Согласно источнику, в Кашинском Дмитровском монастыре настоятельствовал строитель иеромонах Серафим, в Троицком Калязином – архимандрит Августин. Вероятно, это было связано с тем, что Анатолий исправлял свои обязанности крайне короткий срок и не был утвержден в занимаемых должностях, а лишь являлся исправляющим обязанности («исправляющим должность») или наместником. Не исключено, что «Памятная книжка» была составлено позже по времени или в период ее печатания в нее были внесены соответствующие изменения. - См.: Памятная книжка Тверской губернии на 1865 год. С. 45; Арсений Завьялов, архимандрит. Описание Кашинского Димитровского монастыря Тверской епархии. Тверь, 1901. С. 42 – 43.

[14] Арсений Завьялов, архимандрит. Описание Кашинского Димитровского монастыря... С. 42 – 43.

[15] Послужной список о настоятеле Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря игумене Анатолии. За 1873 год // ГАТО. Ф. 186. Оп. I. Ед.хр. 4559. Л. 7.

«В 1869 году, вследствие духовнаго завещания вдовы купца Анны Васильевны Ванчаковой, назначившей в пользу Димитровскаго монастыря 33.000 рублей с тем условием, чтобы настоятели его преемственно были в сане архимандритов, Святейшим Синодом, по ходатайству Тверскаго епархиальнаго начальства, в том же году открыто было архимандритство в Димитровском монастыре. Вследствие чего, строитель иеромонах Анатолий перемещен был в третьеклассный Антониев Краснохолмский монастырь в игумена, а Краснохолмский игумен Виктор переведен в Димитровский Кашинский монастырь и возведен в сан архимандрита». – См.: Арсений Завьялов, архимандрит. Описание Кашинского Димитровского монастыря... С. 43.

[16] Послужной список о настоятеле Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря игумене Анатолии. За 1873 год // ГАТО. Ф. 186. Оп. I. Ед.хр. 4559. Л. 7; Арсений Завьялов, архимандрит. Описание Кашинского Димитровского монастыря... С. 42.

[17] Послужной список о настоятеле Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря игумене Анатолии. За 1873 год // ГАТО. Ф. 186. Оп. I. Ед.хр. 4559. Л. 7.

[18] Там же.

[19] «О. игумен Анатолий прочел эти рукописи. Он отметил в них более выдающияся почему либо места и позаимствовал все необходимое для составляемаго им историческаго описания Краснохолмскаго монастыря. Затем, игумен Анатолий, вполне сознавая значение этих рукописей для науки и в особенности для изучения прошедшаго местностей, вошедших в состав Тверской губернии, в видах сбережения их на будущее время, с разрешения епархиального начальства, передал их в Тверской музей, учрежденный при Губернском статистическом комитете, в отделение рукописей». – См.: Жизневский А. К. Древний архив Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря. М., 1879. С. 3. Сн. 1.

[20] Жизневский А. К. Путевая записка о Краснохолмском монастыре // Древности. Т. IV. М., 1874. С. 86; Очерк древнего быта Краснохолмского Антониева монастыря. 1876. (Рукопись) // ГАТО Ф. 186. Оп. I. Ед.хр. 4570.

«Очерк древнего быта…» более напоминает тетрадь: синяя картонная обложка (папка) размером примерно 38 х 25 см, в которую вклеены 77 рукописных листа с текстом с двух сторон. «Очерк» был начат в начале 1876 года, окончен в конце 1876 года. Текст написан как минимум двумя разными почерками и состоит из двух частей (вторая часть как продолжение первой). В тексте имеется «Заметка к очерку древнего быта Краснохомского Монастыря»; вторая часть текста имеет обозначенные разделы материала. «Очерк» не изучался, и нам, к сожалению, неизвестно какое отношение имел к нему игумен Анатолий. Но составлялся он в период его настоятельства, так что можно предположить, что не без его ведома, а возможно, и при его личном непосредственном участии. Поскольку образцы почерка игумена Анатолия нам также неизвестны, то не представляется возможным на сегодняшний день провести почерковедческий анализ, чтобы определить принимал ли он участие в написании рукописи. Общее ознакомление с «Очерком» позволяет предполагать, что он послужил прологом к написанию игуменом Анатолием «Исторического описания Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря». Также к.и.н. А. Е. Тарасовым в 2014 году в монастырском архиве (ГАТО. Ф. 186. Оп. 1. Ед.хр. 4546. Л. 1 - 67) и в архиве Тверской ученой архивной комиссии (ТГОМ. Ф. 1. Оп. 1. Ед.хр. 141) были найдены рукописи, которые в той или иной степени содержат в себе аналогичные «Очерку древнего быта…» и книге Анатолия (Смирнова) материалы. Первичное ознакомление с рукописями позволило предположить А. Е. Тарасову, что данные рукописи имеют прямое отношение к изданному в 1883 году «Историческому описанию Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря Весьегонского уезда Тверской губернии» Анатолия (Смирнова). Выявленный рукописный материал позволяет говорить о необходимости более детального изучения работы над «Историческим описанием…» в рамках историографической проблематики.

[21] Жизневский А. К. Древний архив... С. 3. Сн. 1.

[22] Крылов Л. И., священник. Город Красный Холм и его соборы. К 200-летнему (1713 – 1913) юбилею Преображенского собора. Исторический очерк. Тверь, 1913. С. 10 – 16, 19, 23, 26, 28 - 29, 33 - 34, 37, 57, 59; Мясников А. Л. Я лечил Сталина: из секретных архивов СССР / А. Л. Мясников с участием Е. И. Чазова. М., 2011. С. 23 – 24, 30 – 31.

[23] Добровольский И. И. Тверской епархиальный статистический сборник. Тверь, 1901. С. 608; Крылов Л. И., священник. Город Красный Холм и его соборы. С. 54; Арсений Завьялов, архимандрит. Описание Кашинского Дмитровского монастыря... С. 43.

[24] Добровольский И. И. Тверской епархиальный статистический сборник. С. 608; Церковные ведомости. 1894. Оф. ч. № 20. 15 мая. С. 198.

[25] Адрес-календарь Тверской губернии на 1895 г.. Тверь, 1895. С. 75.

[26] Церковные ведомости. 1899. Оф. ч. № 27. 3 июля. С. 237.

[27] Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь был основан прп. Антонием Краснохолмским, согласно монастырскому Летописцу, в 1461 г. Прп. Антоний скончался в 1481 г., не дожив до окончания строительства каменного монастырского храма – Никольского собора. - См.: Жизневский А. К. Древний архив… С. 66 – 73.

[28] После игумена Анатолия  (Смирнова) с 1899 по 1920 гг. Краснохолмским Николаевским Антониевым монастырем управляли: архим. Рафаил (Трухин) (1899 – 1901), игум. Павел (1901 – 1907), архим. Афанасий (1908 – 1909), архим. Филарет (Денисов) (1909 – 1914), игумен Иоанн (Гречников) (1914 – 1920). – См.: Послужной список монашествующей братии Краснохолмского Антониева монастыря за 1918 год // ГАТО. Ф. 186. Оп. I. Ед.хр. 4618; Ведомость о монашествующих и послушниках Краснохолмского Антониева монастыря, бытии их на исповеди и Св. Таинстве Причастия за 1899 год // ГАТО. Ф. 186. Оп. I. Ед.хр. 4608; Послужной список монашествующей братии Краснохолмского Антониева монастыря за 1920 год // ГАТО. Ф. 186. Оп. I. Ед.хр. 4620; Церковные ведомости. 1899. Оф. ч. № 44. 30 окт. С. 328; Адрес-календарь Тверской губернии на 1900 г. С. 38; Адрес-календарь на 1902 г. С. 35; Адрес-календарь на 1908 г. С. 35; Адрес-календарь на 1909 г. С. 71; Адрес-календарь на 1915 г. С. 16.

[29] Крылов Л. И., священник. Город Красный Холм и его соборы. С. 54.

[30] Адрес-календарь Тверской губернии на 1902 г. С. 75.

[31] Этот факт зафиксирован в трех известных «Адрес-календарях Тверской губернии», а именно за 1902, 1906, 1907 гг. Тем не менее, мы ставим тире между 1902 и 1907 гг., поскольку предполагаем его неизменное членство в ТУАК. Мы также высказываем предположение, что архимандрит Анатолий мог быть и действительным членом Тверского епархиального историко-археологического комитета, который был организован архиеп. Димитрием (Самбикиным) в 1902 г. И, возможно, не без его участия означенный комитет издал в 1904 г. «Грамоты Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря». Возможно, что участие архимандрита Анатолия в деятельности специальной комиссии, проводившей опись древностей Троицкого Калязина монастыря в 1903 г., могло быть связано и с его членством в епархиальном историко-археологическом комитете. Эти факты в биографии архимандрита Анатолия (Смирнова) еще нуждаются в дополнительном изучении.

[32] Кубарев А. Г. Калязинские храмы (Краткий исторический очерк). М., 2007. С. 44.

[33] Крылов Л. И., священник. Город Красный Холм и его соборы. С. 54.

Сейчас трудно сказать, почему для освящения престолов Владимирского собора был приглашен архим. Анатолий (Смирнов). Но тому может быть несколько причин. К 1903 г. архим. Анатолий имел солидный послужной список, являлся членом различных общественных организаций, в т.ч. и благотворительных, имел награды. Вероятно, он пользовался уважением самих краснохолмцев, ведь он 30 лет был игуменом Краснохолмского монастыря и много сделал для изучения истории края. К тому же сложилась традиция причастности краснохолмских игуменов к соборам Красного Холма. В строительстве каменного Преображенского собора принимал участие архим. Иосиф (1703 – 1714), в освящении приделов в Троицком соборе, по поручению архиеп. Тверского Григория, приняли участие архим. Петр (Владимирский) (1829 – 1832) и архим. Серафим (1833 – 1836). – См.: Крылов Л. И., священник. Город Красный Холм и его соборы. С. 33, 41 – 42.

[34] Кубарев А. Г. Калязинские храмы… С. 44.

[35] Там же.

[36] Там же; Церковные ведомости. 1908. Оф. ч. № 2. 12 янв. С. 11.

[37] Кубарев А. Г. Калязинские храмы… С. 44.

[38] Согласно «Адрес-календарям Тверской губернии» на указанные годы.

[39] Кубарев А. Г. Калязинские храмы… С. 44; Адрес-календарь Тверской губернии на 1912 г. С. 21.

[40] Адрес-календарь Тверской губернии на 1912 г. С. 39.

[41] Там же. С. 96.

[42] Адрес-календарь Тверской губернии на 1916 г.

 

 

19 мая 2012 г. в г. Калязин прошли "Первые Макарьевские краеведческие чтения", в которых приняла участие к.и.н. Светлана Владимировна Гусева (Алексеева) с докладом "Архимандрит Анатолий (Смирнов) - настоятель Краснохолмского Николаевского Антониева и Троицкого Калязина монастырей - церковный деятель XIX в." Читать доклад.

Данный доклад опубликован: Гусева С. В., Тарасова Н. П. Архимандрит Анатолий (Смирнов) - настоятель Краснохолмского Николаевского Антониева и Троицкого Калязина монастырей - церковный деятель XIX в. // Преподобный Макарий Калязинский - святой заступник земли Русской / Сборник докладов Первых Макарьевских Калязинских чтений. Калязин - Тверь, 2014. С. 90 - 100.

Полная версия статьи: Тарасова Н. П. Краснохолмский игумен Анатолий (Смирнов) и его труд "Историческое описание Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря" // Историко-краеведческий альманах "Бежецкий край". 2014. № 12. С. 107 - 128. (в печати) Журнал смотри здесь.

17 июля 2014 года в Краеведческом музее Красного Холма состоялся Круглый стол, посвященный изучению истории Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря «Антониев монастырь: источники и исследования», на котором с докладом "История рода архимандрита Анатолия Смирнова" выступил Сурков Андрей Николаевич, старший научный сотрудник Научного центра здоровья детей, член Тверского историко-генеалогического общества. В настоящее время данный доклад находится в печати. Материалы и доклады Круглова стола будут опубликованы в альманахе "Бежецкий край".

 

 

2009 - 2014

 

Hosted by uCoz