Главная     Контакты     Карта сайта     О сайте  

ИСТОРИЯ

Хронология

Краткая история обители

Изучение истории монастыря

План-схема монастыря

Монастырский комплекс

связи с Петербургом

Монастырь сегодня

Календарь
памятных дат

ПЕРСОНАЛИИ

Прп. Антоний Краснохолмский

Игумены монастыря

патриарх Иоасаф II

игумен Анатолий (Смирнов)


кн. Андрей Угличский

инокиня Марфа (Романова)

А.К. Жизневский

архиеп. Димитрий (Самбикин)

В.З. Исаков

ИСТОЧНИКИ

Монастырские летописцы

Летописец

Перевод Летописца

Синодик

ЛИТЕРАТУРА

Список научных работ

Тверской патерик

Библиотека

ФОТО И ВИДЕО

Фотогалерея

Видиофильм

Аналогии

КОНТЕКСТ

Бежецкий Верх

Красный Холм
в XVIII в.

Новости сайта

Наши баннеры

Ссылки

 

Тарасова Наталья

ИОАСАФ II,
СЕДЬМОЙ ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ
(1667 – 1672)

Хроника жизни и деятельности

  • 1647 – 1654 гг. – игумен Николаевского Антониева монастыря (ныне Краснохолмский район Тверской области);
  • 1654 – 1656 гг. - архимандрит Рождественского монастыря во Владимире;
  • 1656 – 1667 гг. - архимандрит Свято-Троицкой Сергиевой Лавры;
  • 1667 – 1672 гг. – патриарх Московский и всея Руси.

Сведения о нем крайне скудны. Сегодня только предположительно можно говорить о том, что Иоасаф родом из г. Торжка. Монашеский постриг он принял, вероятно, в Новоторжском Борисоглебском монастыре[1], где до 1647 г. был настоятелем, поскольку в «Списках иерархов и настоятелей Российской церкви» П. Строева назван Иоасафом «Новоторжцем».

Предположительно, до поставления своего игуменом Николаевского Антониева монастыря, подвизался несколько лет в этой обители. Назначение его игуменом произошло, вероятно, по желанию братии монастыря, поскольку о том в 1646/7 г. «бил челом» в Москве монастырский старец Варсонофий (Вельяминов).[2]

Став в 1647 г. игуменом, Иоасаф[3] продолжил восстановление Николаевского Антониева монастыря, начавшиеся после 1616 г.: при нем была возобновлена Вознесенская церковь, стоявшая с разоренными престолами после польско-литовского нашествия.

В 1654 г. Иоасаф просил у царя Алексея Михайловича, чтобы окладная сумма за право сбора таможенных пошлин у Преображенья Спасова на Холму[4] (ныне г. Красный Холм Тверской области), вносимая ежегодно в Приказ Большого Прихода, оставалась в пользу монастыря. Это позволило восстанавливавшемуся монастырю получать дополнительные и весьма не малые средства на свои нужды.

Тогда же в 1654 г. Иоасаф был переведен в архимандриты Рождественского монастыря во Владимире. В 1656 г. назначен архимандритом Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.[5] В этот период происходит личное знакомство и сближение Иоасафа с царем Алексеем Михайловичем.

Будучи архимандритом Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Иоасаф принимал участие в Большом Московском Соборе (1666 – 1167 гг.) и в соборном суде над патриархом Никоном[6] , после которого, по желанию царя Алексея Михайловича, при участии Александрийского патриарха Паисия и Антиохийского патриарха Макария, 12 зарубежных и 17 русских архиереев, он в янв./фев. 1667 г.[7] был избран Патриархом Московским и всея Руси.[8] Царь Алексей Михайлович отдал предпочтение Иоасафу, поскольку тот уже был «тогда в глубочайшей старости и недузех повседневных». Такой выбор свидетельствовал о том, что Алексей Михайлович не хотел видеть во главе Русской Церкви деятельного и независимого человека, каким был патриарх Никон.

В 1667 г. Иоасаф II, уже в качестве Патриарха, продолжил участвовать в работе Большого Московского Собора, на решения которого он влиял мало (его голос был вторым после греческих патриархов).[9]

Большой Московский Собор осудил самого патриарха Никона, осудил некоторые его распоряжения и действия, решил вопрос о ставленниках, рукоположенных Никоном, о монастырях его строения, но не осудил важнейшего из его деяний — исправления церковных книг. Напротив, вполне одобрил и утвердил для всеобщего употребления исправленные по его распоряжению и напечатанные книги, а осудил тех, которые не хотели принимать этих книг и из-за них хулили Церковь, называли ее еретическою, отказывались повиноваться ей и чрез то самовольно отделялись от нее. Потому, став патриархом, Иоасаф II, насколько мог, заботился о приведении в исполнение соборных постановлений. Фактически он стал первым, кто начал преобразования в богослужении, узаконенные Большим Московским Собором 1666–1667 гг.

Таким образом, на Большом Московском Соборе 1667 г. произошло окончательное отделение старообрядцев от церкви, закрепившее раскол. Собор вынес общую анафему на всех последователей раскола и постановил по примеру древней Церкви общее правило — подвергать их наказанию не только по церковным, но и по «градским» законам. В частности Собор повелел предавать их «градскому суду», то есть подвергать уголовному преследованию со стороны государственных властей.[10] Патриархом Иоасафом II была подписана «Увещательная грамота к приверженцам старых обрядов», весьма строгая по своему содержанию.[11] Кроме того, в 1668 г. патриарх Иоасаф II издал весьма жесткие определения, согласно которым повелевалось священников, отказывавшихся служить по новым богослужебным книгам, лишать приходов и предавать суду, а просфорниц, продолжавших выпекать просфоры с восьмиконечным крестом, отправлять на покаяние в монастыри.

На Большом Московском Соборе при патриархе Иоасафе II были приняты решения о неподсудности духовенства мирским судам, о неперекрещивании латинян при обращении их к православию, о разрешении священнодействовать и вдовым священникам; об обязательном обучении детей священников грамоте. Собором предписывалось поддерживать порядок в храмах, в центре иконостаса вместо Господа Саваофа изображать распятие Христа Спасителя. Решениями Собора был запрещен переход монахов из одного монастыря в другой или на самовольную жизнь в миру. Собор также установил достаточно длинный период послушничества, после которого разрешался постриг. В отдельных решениях Большого Московского Собора отразилось укрепление системы крепостного права. Собор повелел лишать сана и монашества и возвращать владельцам тех крепостных, которые приняли рукоположение или монашеский постриг без разрешения хозяина (беглых холопов и крестьян). Крепостной крестьянин, рукоположенный в сан с разрешения хозяина, становился свободным, но должен был служить в поместье своего владельца; его дети, рожденные до рукоположения, оставались крепостными. Отдельно оговаривалось, что лица, которые постригли в монашество крепостных людей, не имевших отпускной грамоты, могут быть извержены из сана.

При патриархе Иоасафе II в 1668 г. в виде грамоты трех патриархов (Иоасафа II, Паисия Александрийского и Макария Антиохийского) была издана «Выписка от Божественных Писаний о благолепном писании икон и обличение на неистово пишущих оныя».[12] Она предписывала сохранять традиционный канон при написании икон. Первосвятителю принадлежит послание, обращенное к крупнейшему русскому иконописцу того времени, — Симону Ушакову. Патриарх Иоасаф II осуждал наметившуюся в русской иконописи тенденцию к заимствованию изобразительных средств, свойственных западноевропейской живописи.

Большой заслугой патриарха Иоасафа II в области оздоровления и активизации пастырской деятельности русского духовенства следует отметить предпринятые им действия, направленные на то, чтобы восстановить традицию произнесения проповеди за богослужением, которая к тому времени на Руси почти угасла.

Среди принятых патриархом Иоасафом II мер, направленных на упорядочение церковной жизни, следует отметить указ, который запрещал признавать нетленные человеческие останки святыми мощами без их достоверного освидетельствования со стороны церковных властей. Наводя порядок в делах церковных, патриарх также обратил внимание на то, что клирики носят самые различные одеяния, а потому предписал священнослужителям впредь одеваться строго единообразно.

Для повышения благочестия среди церковного народа патриарх Иоасаф II издал ряд определений, которыми запрещалось работать, торговать и вершить суд в дни крупнейших церковных праздников. Патриарх также запретил священнослужителям принимать участие в свадебных торжествах, если они сопровождались скоморошьими игрищами и другими малопристойными увеселениями.

Уделял Иоасаф II внимание миссионерской деятельности, особенно на окраинах Российского государства, которые только начинали осваиваться: на Крайнем Севере и в Восточной Сибири, в Забайкалье и бассейне Амура, вдоль границы с Китаем. По благословению Иоасафа II близ китайской границы в 1671 г. был основан Спасский монастырь.[13]

Во исполнение высказанного на Большом Московском Соборе пожелания об увеличении количества епархий в Русской Церкви при Иоасафе II было решено учредить епископские кафедры в Ржеве, на Белеозере и в Дмитрове; архиепископские кафедры в Нижнем Новгороде и Великом Устюге; епископии, уже существовавшие в Чернигове и Коломне были возведены в архиепископии. Затем с соизволения государя Алексея Михайловича (если не по его личному желанию) возведены на степень митрополий архиепископии: Астраханская, Рязанская, Тобольская. Учреждена новая митрополия в Белгороде, куда митрополитом был назначен известный Сербский митрополит Феодосий, проживавший в Москве при Архангельском соборе. Под духовное окормление Белгородских архиереев была передана Слободская Украина с размещенными на ее территории казачьими полками и поселениями государевых стрельцов. Утверждено архиепископство в Пскове. Было решено учредить архиепископские кафедры в Архангельске и на Холмогорах. Утверждена епископская кафедра в Вятке и было принято решение учредить такие же кафедры в Перми, Томске и на Лене. [14]

В патриаршество Иоасафа II в Русской Церкви продолжалась обширная книгоиздательская деятельность. Московским печатным двором были напечатаны «Поучения» преподобного Ефрема Сирина (1667); «Служебник» (1667, 1668, 1670); «Богослужебное Евангелие» (1668); «Архиерейский Чиновник» (1668); «Чин освящения антиминса» (1668); «Следованная Псалтырь» (1669, 1671); «Триодь цветная» (1670); «Поучение святительское к новопоставленному иерею» (1670); «Апостол» (1671); «Требник» (1671); «Большой катехизис» и «Малый катехизис». В 1667 г. вышли в свет «Сказание о соборных деяниях» и «Жезл правления» (1668, 1753)[15], написанный Симеоном Полоцким для обличения старообрядческого раскола.

На патриаршем престоле Иоасаф II пробыл пять лет. Перед своею кончиной он написал прощальную грамоту, в которой оставляет всем мир, прощение и благословение.

Скончался 17 февраля 1672 г. и похоронен в Успенском соборе Московского Кремля.

 

 

Примечания:

[1] Торжок, как и Городецко (ныне г. Бежецк Тверской области), входил в Новгородскую епархию. Предполагается, что патриарх Иоасаф II был пострижеником Новоторжского Борисоглебского монастыря. Известно, что в 1669–1670 гг. в Борисоглебском монастыре была построена церковь Введения Богоматери во храм, и строил ее патриарх Иоасаф. В 1671 г. в монастырь патриархом Иоасафом II был пожалован ковер для проведения настоятелем церковных служб. См.: Макарий (Веретенников), архимандрит. Всероссийский Патриарх Иоасаф (1667 – 1672) // Альфа и Омега. 2005. № 3(44); Станиславский А. Л. Краткий летописец XVII в. // Летописи и хроники. Сб. статей. М., 1984. С. 236.

[2] Имя патриарха Иоасафа II сохранилось в Синодике Николаевского Антониева монастыря.

[3] Среди игуменов Николаевского Антониева монастыря он был вторым игуменом с именем Иоасаф. Поэтому по списку игуменов этого монастыря он также обозначается как Иоасаф II.

[4] В селе Спас на Холму ежегодно проходила крупная торговая ярмарка, которая давала государственной казне приличный доход. Поскольку село было монастырским, то игумен мог просить право на сбор каких-либо пошлин, в данном случае таможенных, что, бесспорно, значительно пополняло казну монастыря. В средневековье такого рода права были весьма выгодным доходным предприятием, потому многие, в т.ч. и градские воеводы, старались их получить.

[5] Известны также книжные вклады Иоасафа II в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру: под 1662 г. - рукописный орнаментированный крюковой Стихарь и под 1664 г. - печатное Евангелие. Делал ли Иоасаф II вклады в Николаевский Антониев монастырь, пока неизвестно.

[6] Не путать с архиепископом Иоасафом Тверским и Кашинским (1657 – 1676 гг.). Он также в 1666 г. участвовал в Большом Московском Соборе и в суде над патриархом Никоном и подписал акт о его низложении. Иоасаф II в это время был архимандритом Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Его подписи в документах Собора также сохранились.

[7] 31 января 1667 г. Иоасаф был избран из числа трех кандидатов в Патриархи, а 10 февраля 1667 г. поставлен на Патриарший престол с именем Иоасафа II.

[8] Вступление Иоасафа на Патриарший престол было отмечено «Приветствием новоизбранному патриарху» Симеона Полоцкого, которое поэт включил в «Рифмологион» (ГИМ, Синодальное собрание № 287).

[9] Почетное председательство на Cоборе принадлежало то восточным патриархам, то – Иоасафу II. Постановления этого собора разнообразны по форме: одни в виде правил, другие в виде ответов на вопросы, третьи в виде толкований; одни изложены от лица всего собора, другие от лица только восточных патриархов Паисия и Макария, но приняты собором. Сначала все постановления писались отдельно на особых свитках и скреплялись подписями, а потом все были переписаны в одну «Книгу Соборных деяний». В «Книге» все постановления расположены в виде XI глав и вновь подписаны отцами церкви. При собрании постановлений и разделении их на XI глав не руководствовались ни хронологической последовательностью, ни планом.

[10] Одна из трагичных страниц – это многолетняя осада Соловецкого монастыря царскими войсками и последующая жестокая расправа над зачинщиками Соловецкого бунта (1667 - 1676 гг.).

[11] Надо отметить, что подавляющее большинство грамот, воззваний и посланий патриарха Иоасафа II носили официальный характер и нередко составлялись другими лицами. Значительная часть грамот, подписанная Иоасафом II неотделимо от определений Большого Московского Собора (многие их которых впоследствии печатались в качестве приложения к Служебнику в 1667 – 1668 гг.).

[12] В 1669 г. была разослана еще и «государева» грамота, упорядоточавшая «иконописное дело» и находившаяся в тесной взаимосвязи с грамотой патриаршей.

[13] Спасский монастырь был основан в четырех километрах выше Албазинского острога (ныне село Албазино в Сковородинском районе Амурской области) по течению Амура старцем священноиноком Гермогеном. Главной достопримечательностью обители под Албазином была икона «Слово плоть бысть» с изображением чревоношения Богоматерью Богомладенца, которая почиталась как чудотворная. В настоящее время эта икона находится в новом Благовещенском кафедральном соборе. Монастырь же был разрушен через несколько лет после своего основания маньчжурами.

[14] При Алексее Михайловиче это постановление не было реализовано в полном объеме, Большой Московский Собор принял решение о создании только двух епархий: была восстановлена закрытая Никоном Коломенская кафедра и создана Белгородская. Активная работа по реформированию церковного устройства Руси началась лишь при царе Феодоре Алексеевиче, но шла с большим трудом, в частности потому, что умножение числа кафедр предполагало потерю части доходов «старыми» архиереями. В деяниях Собора говорилось также о разделении территории Русской Церкви на ряд митрополичьих округов по образцу греч., однако этот проект не был осуществлен. Большой Московский Собор принял определение о необходимости собирать 2 или, в крайнем случае, 1 раз в год Собор в Москве для обсуждения и решения текущих церковных дел. Однако, из-за удаленности многих епархий от центра и плохих дорог, осуществить это было практически невозможно. В последующие годы сложилась практика пребывания в Москве по полгода, иногда по году «чередных» архиереев, участвовавших в Соборах.

[15] Архим. Макарий (Веретенников) отмечает, что это была первая книга московского Печатного двора, вышедшая при Патриархе Иоасафе II.

 

 

Иллюстрации:

Шилов В.В. Портрет патриарха Иоасафа II.

 

 

Использованные публикации:

  1. Анатолий (Смирнов) игумен. Историческое описание Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря Весьегонского уезда Тверской губернии Тверь, 1883. С. 45.
  2. Жизневский А. К. Древний архив Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря. М., 1879. С. 65 – 66.
  3. Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви. В 12 Т. М., 1994 - 1996. Т. 12. С. 760 - 792.
  4. Сенин С. Бежецкий монах на Патриаршем престоле // Тверские ведомости. 2002. № 68 (1306).
  5. Петрушко В.И. Патриарх Иоасаф II // Православная беседа. М., 2009. №1. С. 68 – 72.
  6. Иоасаф II, Патриарх Московский и всея Руси // Официальный сайт Московского Патриархата
  7. Макарий (Веретенников), архимандрит. Всероссийский Патриарх Иоасаф (1667 – 1672) // Альфа и Омега. 2005. № 3(44).
  8. Большой Московский собор 1666-1667 гг. // Православная Энциклопедия. Т. 5. М., 2002. С. 679 - 684.
  9. Белоброва О. А. Иоасаф II // Труды Отдела древнерусской литературы. Л., 1985. Т. XL. С. 97 - 99.
  10. Белоброва О. А. Иоасаф II // Словарь книжников и книжности Древней Руси. СПб., 1993. Вып. 3, ч. 2, с. 80 - 82.
  11. Полознев Д. Ф. Московские Патриархи Иоасаф II, Питирим, Иоаким и Адриан // Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви. Т. VII. М., 1996.
  12. Доброклонский А. П. Руководство по истории Русской Церкви. М., 2001. С. 345 – 346.

 

 

Проект "Русские Патриархи"

 

 

 

 

Опубликовано: Тарасова Н. П. Бежецкий монах на Патриаршем престоле // Историко- краеведческий альманах "Бежецкий край". 2014. № 10. С. 100 - 107. Журнал смотри здесь

 

 

2009 - 2014

 

Hosted by uCoz