Главная     Контакты     Карта сайта     О сайте  

ИСТОРИЯ

Хронология

Краткая история обители

Изучение истории монастыря

План-схема монастыря

Монастырский комплекс

связи с Петербургом

Монастырь сегодня

Календарь
памятных дат

ПЕРСОНАЛИИ

Прп. Антоний Краснохолмский

Игумены монастыря

патриарх Иоасаф II

игумен Анатолий (Смирнов)


кн. Андрей Угличский

инокиня Марфа (Романова)

А.К. Жизневский

архиеп. Димитрий (Самбикин)

В.З. Исаков

ИСТОЧНИКИ

Монастырские летописцы

Летописец

Перевод Летописца

Синодик

ЛИТЕРАТУРА

Список научных работ

Тверской патерик

Библиотека

ФОТО И ВИДЕО

Фотогалерея

Видиофильм

Аналогии

КОНТЕКСТ

Бежецкий Верх

Красный Холм
в XVIII в.

Новости сайта

Наши баннеры

Ссылки

 

Уважаемые посетители нашего сайта! Обращаем Ваше внимание на то, что все тексты, представленные в Библиотеке, выложены только для ознакомления, на что получено согласие их авторов. Помните! что у каждого текста есть законный владелец!

Каталог Библиотеки сгруппирован в алфавитном порядке по авторам. Обращаем Ваше внимание также на то, что файлы pdf (из-за их большого размера) придется скачивать через дополнительные ссылки, а не напрямую с сайта.

 

Алексеева С. В. Антониев Николаевский Краснохолмский монастырь по воспоминаниям XIX в. // Тверская старина. 2010. Вып. 32. С. 12 - 13. Статья в pdf.

Амвросий (Орнатский), архим. История Российской иерархии, собранная Новгородской Семинарии Ректором и Богословия учителем, бывшим Антониева, а ныне Юрьева Новгородского монастыря архимандритом Амвросием. М.: Синодальная типография, 1812. Ч. IV. С. 807 – 815. Статья в pdf.

Анатолий (Смирнов), игумен. Историческое описание Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря, Весьегонского уезда Тверской губернии. Тверь, 1883. Книга в pdf.

Бедросьян Борис. Статьи о Краснохолмском Антониевом монастыре. Статьи в pdf.

Булкин Вал. А., Салимов А. М. Архитектурно-археологическое исследование Никольского собора Антониева Краснохолмского монастыря // Реставрация и архитектурная археология. Новые материалы и исследования. М., 1995. Вып. 2. С. 37 - 49. Статья в Word и zip-rar.

Горская Н. А. Товарность зернового земледелия в хозяйствах монастырских вотчин центра Русского государства к исходу XVI – началу XVII в. // Ежегодник по аграрной истории Восточной Европы за 1962 г. Минск, 1964. С. 133 – 134, 138. Статья в Word и zip-rar.

Гречухин В. А. Лики Четвертого Рима. Ярославль, 2004. С. 72 - 76. Статья в Word и zip- rar.

Гусева С. В., Тарасова Н. П. Архимандрит Анатолий (Смирнов) - настоятель Краснохолмского Николаевского Антониева и Троицкого Калязина монастырей - церковный деятель XIX в. // Преподобный Макарий Калязинский - святой заступник земли Русской / Сборник докладов Первых Макарьевских Калязинских чтений. Калязин - Тверь, 2014. С. 90 - 100. Доклад в pdf.

Жизневский А. К. Древний архив Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря. М., 1879. Для просмотра доступно содержание книги в jpg.

Жизневский А. К. Летопись монастыря // Древний архив Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря. М., 1879. С. 66 - 73. Текст "Летописи" в pdf.

Обитель преподобного Антония // Историко-краведческий альманах "Бежецкий край". № 10. Бежецк, 2014. 135 с. Сборник статей в pdf.

Первый Петербургско-Тверской семинар "Тверской край в науке и культуре": Сборник научных статей  / под ред. Ю. В. Кривошеева, В. М. Воробьева. Тверь, 2009. (Материалы Круглого стола). Для просмотра доступно содержание сборника в jpg, печать "Материалов Круглова стола" из Word и "Материалы Круглого стола" в zip-rar для скачивания.

Салимов А. М., Булкин Вал. А. Трапезная Антониева Краснохолмского монастыря // Архитектурное наследство М., 2006. Вып. 46. С. 71 - 85. Статья в pdf.

Тарасова Н. П. «Летописец о зачатии Бежецкого верху Николаевского Антониева монастыря» как исторический источник // Проблемы исторического регионоведения: Сборник научных статей / Отв. ред. проф. Ю. В. Кривошеев. СПб., 2012. Вып. 3. С. 179 - 189. Статья в pdf.

Тверской патерик. Краткие сведения о тверских местно-чтимых святых / Сост. архиеп. Димитрий (Самбикин). Казань, 1908. (репринтное издание Тверь, 1991). Сборник в pdf.

 

наверх

Алексеева С. В. Антониев Николаевский Краснохолмский монастырь по воспоминаниям XIX в. // Тверская старина. 2010. Вып. 32. С. 12 - 13.

В этом выпуске журнала "Тверская старина" опубликована новая статья к.и.н. С.В. Алексеевой о Краснохолмском Николаевском Антониевом монастыре, которая по новому вводит в круг источников по истории монастыря несколько забытую на сегодняшний день статью неизвестного автора "Антониев Краснохолмский монастырь: "Из записок пешехода"" (Московские ведомости. М., 1852. С. 1208 - 1209).

Впервые эта статья неизвестного автора упоминалась в публикации Кагана М. Д., Охотиной Н. А. (Каган М. Д., Охотина Н. А. «Летописец о зачатии Бежицкаго Верху Николаевского Антониева монастыря и о строении церквей Божиих и о дани вотчин в обитель сию великих князей и боляр и прочих благодетелей» // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3, Ч. 2. СПб., 1993.), посвященной Летописцу Николаевского Антониева монастыря в связи с опубликованным в ней неизвестным автором текстом "Летописца". С.В. Алексеева обратила внимание на то, что неизвестный автор статьи поделился с читателями и своими впечатлениями о монастыре, в котором он побывал в 1852 году, и сообщением о написании "Летописца", текст которого публиковался впервые. Это наблюдение С.В. Алексеевой позволяет нам ввести статью "Антониев Краснохолмский монастырь: "Из записок пешехода"" в круг источников по истории монастыря.

наверх

 

наверх

Амвросий (Орнатский), архим. История Российской иерархии, собранная Новгородской Семинарии Ректором и Богословия учителем, бывшим Антониева, а ныне Юрьева Новгородского монастыря архимандритом Амвросием. М.: Синодальная типография, 1812. Ч. IV. С. 807 – 815.

Архимандрит Амвросий (Орнатский) в своем труде "История Российской иерархии" впервые публикует краткую историческую справку о Краснохолмском Николаевском Антониевом монастыре, составленную на основе Монастырского летописца и древних документов, хранящихся в архиве монастыря.

наверх

 

наверх

Анатолий (Смирнов), игумен. Историческое описание Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря, Весьегонского уезда Тверской губернии. Тверь, 1883.

Отец Анатолий (Смирнов) – игумен Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря с 1869 по 1899 год. Разобрал Древний архив Антониева монастыря, на основании которого и составил «Историческое описание Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря", изданное в Твери в 1883 году.

В своей книге игумен Анатолий (Смирнов) впервые привел перечень настоятелей, начиная с основателя монастыря преподобного Антония, кратко охарактеризовал их деятельность. Игумен Анатолий очертил географию монастырского землевладения, проанализировал состав его библиотеки и архива, сделал отдельные замечания по поводу монастырского некрополя.

К сожалению, большая часть труда посвящена древней истории монастыря, и игумен Анатолий практически ничего не сообщает о состоянии монастыря на период его настоятельства.

Именно игумен Анатолий (Смирнов) стал первым исследователем истории Николаевского Антониева монастыря.

Книга "Историческое описание Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря" игумена Анатолия (Смирнова) не только часть историографии монастырской истории, но и поздний источник по истории монастыря, поскольку содержит сведения, еще невыявленные по другим источникам.

Содержание:

I. Начало монастыря и его основатель. II. Устроение обители в разные времена. III. Здания монастыря в настоящее время. IV. Священные предметы и утварь церковная. V. Настоятели. VI. Владения монастыря до 1764 года. VII. Нынешние владения монастыря. VIII. Библиотека. IX. Архив. X. Надгробные камни. XI. Краткие сведения о бывших приписных монастырях к Антониеву монастырю.

наверх

 

наверх

Бедросьян Борис Статьи.

Статьи московского журналиста Бориса Бедросьяна о прошлом, настоящем и будущем Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря, о перспективах его восстановления.

Бедросьян Борис. По стране: ХРАМ // ПОСЕВ. № 8. 2004.       

Борис Бедросьян. Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь (доклад на чтениях по истории Красного Холма) // ПОСЕВ. № 9. 2009.       

Борис Бедросьян. Продолжение следует // ПОСЕВ. № 1. 2010.       

Борис Бедросьян. Возвращение // ПОСЕВ. № 1. 2012.       

наверх

 

наверх

Булкин Вал. А., Салимов А. М. Архитектурно-археологическое исследование Никольского собора Антониева Краснохолмского монастыря // Реставрация и архитектурная археология. Новые материалы и исследования. М., 1995. Вып. 2. С. 37 - 49.

...Ко времени начала архитектурно-археологического изучения памятника от постройки кон. XV в. сохранились лишь три стены основного объема и небольшие фрагменты северной и южной апсиды. Уцелевшие на всю высоту южная, западная и северная стены венчаются остатками закомар, сохранивших в ряде случаев до трети своей первоначальной высоты. Такое состояние здания — результат его частичной разборки в 1930-е гг., когда была уничтожена глава, сводчатая система, столбы и алтарная часть. Однако, принимая во внимание существующий графический материал, зафиксировавший Никольский собор как до разрушения, так и после, определимы типологические особенности храма. Это было крестово-купольное, четырехстолпное, трехапсидное сооружение, не имевшее подклета. Длина здания без апсид (по внешнему контуру) — 16,4 м, ширина — 162 м, высота до закомар — 9,6 м. Апсиды, примыкавшие с востока к четверику, равнялись по высоте почти 3/4 его объема. Венчал здание мощный цилиндрический барабан с узкими щелевидными проемами и большой луковичной главой. Собор сложен в смешанной технике кладки. Стены четверика выполнены из белого камня...

...В ходе археологического исследования здания предполагалось уточнить его технико- технологические и типологические особенности, получить новый материал для суждения о датировке и атрибутике памятника...

...Как отмечалось выше, датировка собора 1481 годом (начало строительства) была зафиксирована монастырской летописью, изданной по сохранившейся копии в конце прошлого века. У нас нет оснований ставить под сомнение предлагаемую дату, хотя ее соотнесение со стилистикой архитектурных форм выявляет определенное противоречие между привычными представлениями об особенностях каменных сооружений 80-х - 90-х гг. и некоторыми формами краснохолмского собора...

...Никольский собор возводили в период интенсивного каменного строительства на Руси. Причем, наиболее содержательная архитектурная коллизия имела место в Москве, где наряду с местными и псковскими зодчими активно работали мастера из Италии, чьи художественные новации имели довольно заметный резонанс в среде местных строителей...

...К таким постройкам русских мастеров, испытывающих итальянское влияние, относится, по нашему мнению, и краснохолмский собор. В его архитектуре наметился тот путь переработки итальянских новшеств, который станет обычным для русских мастеров в XVI в., например, для ростовских строителей круга Григория Борисова. В краснохолмском храме, как и в постройках ростовских зодчих XVI в., итальянизмы присутствуют в редуцированном виде, утратив непосредственно итальянскую стилистическую окраску, а использованные новые формы представляют собой почти стандартный набор, известный по практике работ русских мастеров в XVI в...

наверх

 

наверх

Горская Н. А. Товарность зернового земледелия в хозяйствах монастырских вотчин центра Русского государства к исходу XVI – началу XVII в. // Ежегодник по аграрной истории Восточной Европы за 1962 г. Минск, 1964. С. 133 – 134, 138.

...Хлеб в XVI веке являлся важнейшим товаром на внутреннем рынке. Тем не менее в исторической литературе до сих пор нет ясного ответа на вопрос, чье же хозяйство являлось основным постащиком хлеба на рынки страны - хозяйство феодала или крестьянина - и в связи с этим, в каком смысле можно говорить о "товарности" этих хозяйств.

Для того чтобы разобраться в поставленных вопросах, надо иметь в руках данные о "хлебных бюджетах"хозяйств феодалов-монастырей. Такие сведения о характере использования всего производимого монастырскими хозяйствами хлеба в течение ряда лет имеются...

наверх

 

наверх

Гречухин В. А. Лики Четвертого Рима. Ярославль, 2004. С. 72 - 76.

...Но окраины Семиградья не в едином месте могут волновать, дивить и являть создания грандиозные. Мы хотим рассказать вам, читатели, об одном из них.

Ежели в то отдаление ехать, то следует тронуться от Углича через Кашин. А дальше через Кесову Гору и до Бежецка, тоже Андреева Града. А там повернуть к Красному Холму и ехать уж в близком ожидании увидания, которое, хоть и ожидаемое, все равно поразит. Которое на дни и месяцы может стать над судьбой.

Встреча оказывается внезапной, и оторопело следя за невероятной стати силуэтом, в величественной горести отстраненно-вышне плывущим во времени и пространстве у тебя на виду, запоздало восклицаешь: "Он! Вот же он! Собор Антониева монастыря!" И просишь водителя остановиться, повернуть машину, съехать с шоссе. А дальше - остановиться вовсе. Приблизиться надо неспешно.

Но до того... Но до того долго смотришь. Не идя, не близясь. Ведь тебе надо не просто одолеть зеленый, усеянный белым камнем монастырский двор. Тебе надо одолеть простор пятисот лет от нас до Андрея. Надо одолеть взволнованное смятение духа. Надо одолеть боль от содеянного поколением твоих отцов.

Потому что громадный, размашисто ставленый на берегах Нелединки и Могочи Антониев монастырь - это видение, это прощание, это призрак самого себя. И к его горестно-величественному собору еще не идешь, а лишь близишься, сперва взглядом, а потом и шагами правя от постройки к постройке, от красоты к красоте, от горя к горю. И Никак не избавишься (да и нужно ли избавляться?) от странно сильного чувства полной неродности, полной внутренней инакости этого незащищенного разрушенного и онемелого величия рядом стоящему нынешнему городку Красному Холму.

Кажется, нигде на путях наших так резко не легла невидимая (но твердо чувствуемая!) граница меж былым и сущим...

наверх

 

наверх

Гусева С. В., Тарасова Н. П. Архимандрит Анатолий (Смирнов) - настоятель Краснохолмского Николаевского Антониева и Троицкого Калязина монастырей - церковный деятель XIX в. // Преподобный Макарий Калязинский - святой заступник земли Русской / Сборник докладов Первых Макарьевских Калязинских чтений. Калязин - Тверь, 2014. С. 90 - 100.

Вот уже почти сто тридцать лет исследователи начинают знакомство с историей Краснохолмской обители с книги «Историческое описание Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря Весьегонского уезда Тверской губернии», написанной монастырским игуменом Анатолием (Смирновым). Но до сих пор биография автора этого значимого труда в историографии монастыря остается неизвестной. Общие сведения из его биографии – предполагаемый год рождения, некоторые этапы жизненного пути – известны только узкому кругу исследователей Николаевского Антониева монастыря. Мы решили восстановить, насколько это позволяют сделать исторические источники, основные вехи биографии игумена Анатолия (Смирнова).

В докладе представлена реконструкция биографии игумена Анатолия  (Смирнова), основанная на разных архивных источниках и печатных материалах XIX – начала XX вв.

наверх

 

наверх

Жизневский А. К. Древний архив Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря. М., 1879.

Хранящиеся в некоторых монастырях древние рукописные тетради и столбцы, — как-то: приходорасходные книги разных годов XVI и XVII столетий, древние монастырские описи, грамоты царей на управление вотчинами, на владение землями, рыбными ловлями и разными угодьями, на пользование пошлинами — таможенными, конскими, мостовыми, данные от разных благотворителей на вотчинные земли и деревни, разные вкладные записи, — имеют большой интерес. Они показывают: какими вотчинами и землями владел монастырь; какие он извлекал из них доходы и какими предметами и способами; какие в нем были церкви, жилые и хозяйственные здания в данное время, какие в церквах иконы, утварь, книги; какие в хозяйственных зданиях содержались вещи на монастырской обиход из одежды, из обуви, из хлебных запасов, из посуды — кухонной, погребной, из конской сбруи; какие предметы для монастырского обихода и в каких именно местах покупались и по каким ценам; где монастырь нанимал каменщиков для строения и плотников, иконописцев и разных мастеровых для разных работ, и какие суммы платил им за известную работу; каких он имел благотворителей, какими побуждениями они руководились в своих благотворениях; какие в нем были особенные религиозные обычаи; какие он принимал меры к охранению себя во время государственных потрясений от опасностей; какие предоставлены были ему права и льготы.

2. Такие мысли были вызваны во мне старинными рукописями Красно-Холмского Николаевского Антониева монастыря Тверской губернии…

3. Уцелевшие в этом монастыре разная приходорасходные книги, описи и грамоты лежали до последнего времени не разобранными и некоторые начали предаваться тлению, но нынешний настоятель, игумен Анатолий разобрал их и сохранил от окончательного уничтожения.

Преимущественный интерес представляют приходорасходные книги и описи монастыря. От ХVI столетия сохранились: приходные тетради 156 0/1, 156 3/4 и 156 4/5 годов, расходные 158 6/7, 158 7/8 и 15 89/90 годов, а также неполные расходные книги 1585, 1587 и 1588 годов, несколько конечных листов описи 1564 года, опись с начальными листами, полусотлевшими, 1575 года, опись без одной начальной и одной конечной (и той и другой в 8 четверток) тетради 1584 г. и полная опись 1585 года. От ХVII-го столетия сохранились: полные приходорасходные книги 160 5/6, 161 8/9, 162 6/7, 163 5/6, 163 6/7, 163 8/9, 163%, 165 0/1, 165 2/3, 165 5/6, 166 7/8, 166 8/9, 168 0/1, 168 7/8 годов; полная приходная книга 16 59/60 года; неполные приходорасходные книги 164 6/7, 165 8/9, 16 59/60, 1666, 1673, 1674, 1692 и 1693 годов; отрывки приходных книг 1604, 1610, 1614 и 1643 года; неполные расходные книги 1610, 162 8/9, и 163 2/3 и отрывки расходных книг 160 7/8, 1609, 1611, 1612, 1614, 1641 и 1690 годов; житничные приходорасходные книги 16З 1/2, 163 3/4, 1644, 165 2/3, 1658—1661, 1680, 1686 годов; одна приходная 1622 г. и отрывки расходных житничных книг 1650, 167 1/2, 1677—1680, 1678 годов; приходорасходные хлебные (харчевые) книги 1672, 1678—1679 и 1680 годов; неполные книги 1621, 1669, 1680, 1683—1685, 1686 годов; расходные всякому столовому запасу 1666, конюшенные записи 1665 и 1677 годов, приходорасходные денежные тетради волостного монастырского старосты 168 2/3 и 168 6/7 годов; одна запись вкладов боярина Якова Нелединского 1663— 1690 годов; косибные, мытные (об отдаче пустошей в аренду) 1607 года; книги записные перехожие и меновные об отдаче пустошей крестьянам под поселение 1675 г.; опись монастырских деревень и пустошей, составленная после смутного времени самозванцев, и наконец полные описи 1631, 1642, 1647, 1680, 1683 и 1688 годов.

Все означенные книги писаны в четверть листа.

Благодаря обязательности о. игумена Анатолия, я прочел означенные рукописи и, при содействии действительного члена Тверского Губ. Статистического Комитета, священника В. П. Успенского, сделаны из некоторых подробные выписки, а с более древних описей сняты копии. В этих рукописях заключаются драгоценные материалы, как для истории Красно-Холмского монастыря, так и для изучения экономического быта окружающего монастырь населения и других местностей в эпоху, обнимаемую помянутыми приходорасходными записями и описями…

(В приведенном отрывке орфография текста изменена на современную, частично сохранена; пунктуация и стилистика сохранены в авторском варианте (заменены некоторые устаревшие окончания слов). Внесенные правки не изменяют содержание текста и не изменяют его смысл.)

            

наверх

 

наверх

Жизневский А. К. Летопись монастыря // Древний архив Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря. М., 1879. С. 66 - 73.

Текст главного и единственного дошедшего до нас в поздних публикациях источника по ранней истории Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря, опубликованный А.К. Жизневским, после изучение им монастырского архива. Ранее текст "Летописи" или монастырского "Летописца" публиковался только в статье неизвестного автора "Антониев Краснохолмский монастырь: "Из записок пешехода"" (Московские ведомости. М., 1852. С. 1208 - 1209). Подлинный рукописный вариант "Летописи" считается на сегодня утраченным, также как и копии с него, сделанные в XVIII веке. Остается только надеется, что тот вариант "Летописи", который видел, изучал и записал А.К. Жизневский идентичен оригиналу.

наверх

 

наверх

Обитель преподобного Антония: Сборник статей // Историко-краведческий альманах "Бежецкий край". № 10. Бежецк, 2014. 135 с.

В сборнике представлены статьи разных лет, посвященные обители прп. Антония Краснохолмского - Краснохолмскому Николаевскому Антониеву монастырю.

наверх

 

наверх

Первый Петербургско-Тверской семинар "Тверской край в науке и культуре": Сборник научных статей / под ред. Ю. В. Кривошеева, В. М. Воробьева. Тверь, 2009.

29 - 30 ноября 2008 г. на историческом факультете СПбГУ прошел Первый Петербургско- Тверской семинар "Тверской край в науке и культуре". Его инициаторами стали СПбГУ и ТвГУ, Филиал ГАСК в г. Твери и Ассоциация Тверских землячеств. В качестве докладчиков в семинаре приняли участие известные и молодые ученые из Санкт-Петербурга, Москвы, Твери и Тверской области, краеведы.

Украшением семинара стала презентация книги И. Н. Поведской "Весьегонский американец" - о весьегонском дворянине П. А. Деменьтьеве, построившем город Санкт-Петербург в штате Флорида, США, и ставшем его первым мэром.

Проведено заседание круглого стола "Проблемы сохранения архитектурного комплекса Краснохолмского Антониева монастыря".

Решено сделать семинар традиционным и следующее его заседание провести в Твери в 2010 г.

Публикуемые материалы семинара адресованы специалистам в области отечественной истории и культуры и краеведам.

          Материалы Круглова стола (выдержки)       

наверх

 

наверх

Салимов А. М., Булкин Вал. А. Трапезная Антониева Краснохолмского монастыря // Архитектурное наследство М., 2006. Вып. 46. С. 71 - 85.

...Краснохолмская трапезная никогда не становилась предметом специального исследования, однако история этого здания достаточно детально была рассмотрена еще в последней четверти XIX в. в работе игумена Анатолия...

...можно констатировать, что в конце XV в. в Антониевом Краснохолмском монастыре была выстроена трапезная, при сооружении которой ориентировались не на северо-восточный, а на северо-западный тип трапезных палат. Этот тип предполагает наличие в трапезном комплексе самостоятельного храмового объема, приставленного к восточной стене трапезной палаты. Подобные сооружения получили распространение в белозерских монастырях...

..."Обнаружив" на территории Краснохолмского монастыря постройку конца XV в., мы тем самым вводим этот ансамбль в число весьма интересных комплексов, поскольку в конце XV в. немногие из русских монастырей имели в своем составе два каменных здания...

наверх

 

наверх

Тарасова Н. П. «Летописец о зачатии Бежецкого верху Николаевского Антониева монастыря» как исторический источник // Проблемы исторического регионоведения: Сборник научных статей / Отв. ред. проф. Ю. В. Кривошеев. СПб., 2012. Вып. 3. С. 179 - 189.

наверх

 

наверх

Тверской патерик. Краткие сведения о тверских местно-чтимых святых / Сост. архиеп. Димитрий (Самбикин). Казань, 1907. (репринтное издание Тверь, 1991).

наверх

 

2009 - 2014

 

Hosted by uCoz