Главная     Контакты     Карта сайта     О сайте  

ИСТОРИЯ

Хронология

Краткая история обители

Изучение истории монастыря

План-схема монастыря

Монастырский комплекс

связи с Петербургом

Монастырь сегодня

Календарь
памятных дат

ПЕРСОНАЛИИ

Прп. Антоний Краснохолмский

Игумены монастыря

патриарх Иоасаф II

игумен Анатолий (Смирнов)


кн. Андрей Угличский

инокиня Марфа (Романова)

А.К. Жизневский

архиеп. Димитрий (Самбикин)

В.З. Исаков

ИСТОЧНИКИ

Монастырские летописцы

Летописец

Перевод Летописца

Синодик

ЛИТЕРАТУРА

Список научных работ

Тверской патерик

Библиотека

ФОТО И ВИДЕО

Фотогалерея

Видиофильм

Аналогии

КОНТЕКСТ

Бежецкий Верх

Красный Холм
в XVIII в.

Новости сайта

Наши баннеры

Ссылки

 

Монастырский Летописец

Монастырский летописец как исторический источник

Алексеева С.В., Тарасова Н.П.

Монастырский «Летописец о зачатии Бежицкаго верху Николаевского Антониева монастыря и о строении церквей Божиих и о дании вотчин в обитель сию великих князей, боляр и прочих благодетелей» – повествует о полуторастолетнем периоде развития Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря. Первая дата летописца 1461 год – год основания монастыря, последняя 1593 год – земельное пожалование в монастырь от А.И. Маслова. Из текста Летописца мы узнаем о том, как появился монастырь; в нем содержаться скупые сведения об его основателе – преподробном Антонии. В Летописце говорится о первом каменном строительстве в монастыре, о наиболее значительных вкладах, сделанных его покровителями, о первых игуменах монастыря.

Рукописный оригинал «Летописца о зачатии Бежицкого верху Николаевского Антониева монастыря…», хранившийся в архиве монастыря, скорее всего, в единственном экземпляре, в 1778 году был отослан в Тверскую духовную консисторию.[1] Предположительно тогда же с оригинала Летописца было сделано две копии, одна из которых осталась в монастыре, другая также была отправлена в консисторию.[2] Однако уже во второй половине XIX века обнаружить в архиве консистории оригинал Летописца не удалось, вероятно, он был утрачен. Местонахождение копий Летописца, сделанных в XVIII веке в настоящее время также неизвестно.[3]

В 1878 году часть монастырского архива[4] Антониева монастыря, с разрешения епархиального начальства, была передана игуменом Анатолием (Смирновым)[5] в Тверской музей при Губернском статистическом комитете, в отделение рукописей.

В XIX века текст Летописца был четырежды опубликован в разных изданиях (содержат несущественные разночтения).[6]

О времени написания Летописца существует два мнения. В конце XIX века известный тверской ученый А.К. Жизневский и настоятель Антониева монастыря Анатолий (Смирнов), изучая текст Летописца, датировали его XVI веком. Свое мнение они основывали на том, что в тексте Летописца нет никаких сведения по истории монастыря XVII века [7], а в изложении Летописцем сведений по начальной истории монастыря, они, по всей видимости, не сомневались. Современные ученые, обратившиеся к текстологическому анализу и опирающиеся на исследования по генеалогии, - М.Д. Каган и Н.А. Охотина - выдвинули предположение о написании Летописца в конце XVII века. Во-первых, позднее происхождение Летописца, по мнению М.Д. Каган и Н.А. Охотиной, проистекает из текстологического анализа текста. Непосредственно сами монастырские летописцы, как исторические сочинения, рассказывающие о жизни обителей, оформляются в качестве особого литературного явления в конце XVII – начале XVIII веков. Далее они отмечают, что названный «Летописцем» памятник, однако, не является летописью в его каноническом понимании: жанровые рамки «Летописца о зачатии Бежицкого верху Николаевского Антониева монастыря…» значительно шире, чем у монастырских летописцев того времени.[8] Автор, сделав сперва как бы летописный, а затем житийный зачин, имеющий весьма трафаретный характер, собственно повествование начинает с легенды о происхождении дворянского рода Нелединских-Мелецких. [9] Охватывая период с 1461 по 1593 гг. и являясь законченным произведением, Летописец, несмотря на отсутствие жанрового единства, эклектичный стиль и пестроту состава, по замыслу, тем не менее, представляет собой один из тех "монастырских летописцев", какие на рубеже XVII — XVIII вв. появились во многих монастырях.[10] Во-вторых, аргументами для поздней датировки Летописца послужили следующие факты. В первую очередь, позднее происхождение родословной легенды Нелединских-Мелецких, которая, по мнению М.Е. Бычковой, исследовавшей ее, возникла не позже середины XVII века.[11] Затем тот факт, что в 1688 году над Николаевским Антониевым монастырем нависла угроза оказаться приписным, что и стало одной из причин написания Летописца [12]. Последнее - фактологическая ошибка автора-состовителя в наименовании трапезной церкви 1494 года в честь Покрова Богородицы (которая таковой стала с 90-х годов XVI века) вместо церкви в честь Димитрия Солунского.[13]

Аргументы М.Д. Кагана и Н.А. Охотиной заслуживают внимания и позволяют сделать вывод, что «Летописец о зачатии Бежецкого Верха Николаевского Антониева монастыря…» не является произведением современным описываемом в нем событиям. Но его составителем, скорее всего, был монах Антониева монастыря, который пользовался документами монастырского архива.[14]

 

[1]Каган М. Д., Охотина Н. А. «Летописец о зачатии Бежицкаго Верху Николаевского Антониева монастыря и о строении церквей Божиих и о дани вотчин в обитель сию великих князей и боляр и прочих благодетелей» // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3, Ч. 2. СПб., 1993. С. 266.

[2]Там же.

[3]Там же.

[4]Жизневский А. К. в частности отмечает, что с монастырских описей 1585 и 1631 годов для музея были списаны точные копии, а описи 1585, 1642 и 1680 годов были оставлены в монастыре. См.: Жизневский А. К. Древний архив Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря. М., 1879. С. 3.

[5]Отец Анатолий (Смирнов) – игумен Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря с 1869 года, из строителей Кашинского Дмитровского монастыря (в настоящее время более точными и подробными сведениями о нем не располагаем). Разобрал Древний архив Антониева монастыря, на основании которого составил «Историческое описание Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря, Весьегонского уезда Тверской губернии», изданное в Твери в 1883 году.

[6]Антониев Краснохолмский монастырь: "Из записок пешехода" // Московские ведомости. М., 1852. С. 1208 – 1209; Жизневский А. К. Древний архив Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря. М., 1879 С. 66 - 73; «Летописец о зачатии Бежицкаго верху Николаевского Антониева монастыря и о строении церквей Божиих и о дани вотчин в обитель сию великих князей, бояр и прочих благодетелей» // Историческая библиотека Тверской епархии: Приложение к Тверским епархиальным ведомостям. 1880. С. 329-345; Жизневский А. К. Древний архив Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря // Древности. М., 1880. Т. 8. С. 66-73.

[7]Жизневский А. К. Древний архив Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря. М., 1879 С. 66; Каган М. Д., Охотина Н. А. «Летописец о зачатии Бежицкаго Верху Николаевского Антониева монастыря…». С. 265.

[8]Каган М. Д., Охотина Н. А. «Летописец о зачатии Бежицкаго Верху Николаевского Антониева монастыря…». С. 263.

[9]Там же. С. 263 - 264; Исаков В. З. Летописец об основании Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря // Памятники Литературы Древней Твери. Тверь, 2002. С. 248.

[10]Исаков В. З. Летописец об основании Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря. С. 249.

[11]См.: Бычкова М. Е. Родословные книги XVI – XVII вв. как исторический источник. М., 1975; Бычкова М. Е. Польские традиции в русской генеалогии XVII века // Советское славяноведение. 1981. № 5; Буганов В. И. Разрядные книги последней четверти XV – XVII веков. М., 1962.

[12]Каган М. Д., Охотина Н. А. «Летописец о зачатии Бежицкаго Верху Николаевского Антониева монастыря…». С. 265; Анатолий (Смирнов), игумен. Историческое описание Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря. С. 46.

[13]Каган М. Д., Охотина Н. А. «Летописец о зачатии Бежицкаго Верху Николаевского Антониева монастыря…» С. 266.

[14]Там же. С. 266.

 

 

2009 - 2014

Hosted by uCoz