Главная     Контакты     Карта сайта     О сайте  

ИСТОРИЯ

Хронология

Краткая история обители

Изучение истории монастыря

План-схема монастыря

Монастырский комплекс

Календарь
памятных дат

ПЕРСОНАЛИИ

Прп. Антоний Краснохолмский

Игумены монастыря

патриарх Иоасаф II

игумен Анатолий (Смирнов)


кн. Андрей Угличский

инокиня Марфа (Романова)

А.К. Жизневский

архиеп. Димитрий (Самбикин)

В.З. Исаков

ИСТОЧНИКИ

Источники

Монастырские летописцы

Летописец

Перевод Летописца

Синодик

ЛИТЕРАТУРА

Список научных работ

Тверской патерик

Библиотека

ФОТО И ВИДЕО

Фотогалерея

Видеофильмы

КОНТЕКСТ

Бежецкий Верх в XV в.

Приходское духовенство Новгородской земли (XV - начало XVI вв.)

Повседневная жизнь русского средневекового монастыря

Монашество и монастыри в России XI-XX века: Исторические очерки

Церковь Зосимы и Савватия
в деревне Слобода

Красный Холм
в XVIII в.

Аналогии

Ссылки

Контекст

Н.П. Тарасова

Слободская церковь преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев

Старинное слово «слобода», сохранившись в топонимах, фамилиях, различных названиях, в веках не изменило своего смысла — как и раньше оно означает «свободу». На карте России сёла и деревни с таким названиям встречаются довольно часто. Одно из таких населенных мест – деревня Слобода Барбинского сельского поселения Краснохолмского района.

В древние времена слово «слобода» означало территориально обособленную группу сородичей, живущих совместно и ведущих общую хозяйственную деятельность. Слободские поселения известны по источникам с X – XI вв. С усложнением социального и хозяйственно-экономического уклада изменился и статус таких поселений. Под «слободой» стало пониматься поселение/группа поселений, население которых освобождалась частично (т.е. имело льготы) или реже полностью от государственных или вотчинных повинностей, тогда такие земли называли обельными (как вид ликвидированы в 1649 г.); население их занималось какой-то конкретной деятельностью (ремеслом). В XVIII в. слободы превратились в обычнее сёла или поселения городского типа, а к нач. XX в. это, как правило, большие сёла с церковью, торгом и волостным правлением.

История современной Краснохолмской Слободы тесно связана с историей «дома Николы чудотворца Онтонова монастыря». Сейчас трудно сказать, существовало ли на этом месте поселение до образования монастыря или оно возникло позже, но если верить монастырскому «Летописцу», то место при слиянии рек Могочи и Неледины в XV ст. было пустынным, чем и приглянулось прп. Антонию. Поселение возникло позже и получило название «слобода», потому что социально и экономически находилось на особом положении относительно монастыря и других подмонастырских крестьян (вероятно, слободские крестьяне трудились непосредственно в монастыре, напр., на мельнице или поварне).

Деревня Слобода примечательна своим месторасположением, а красна – церковью.

Фактическая история слободской церкви Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев, прослеживается с 1675 г. Тогда при игумене Сергии какая-то старая монастырская церковь была перенесена и поставлена в монастыре на святых воротах, к ней вновь были «приделаны три круглые алтаря и паперть забрана в косяк…». Престолы в обновленной церкви освятили в те же пределы, что и в церкви, стоявшей на этом месте до нее: центральный – в честь Вознесения Господня, боковые – в честь Алексия, человека Божия, и Димитрия Солунского. В новую церковь для главного престола думный дворянин Семен Иванович Заборовский «дал двери царския, сень и столпцы резные, по полименту золочены, резь белорусская сквозная, а золочены сусальным золотом и серебром нагладко». Освящение престолов состоялись в мае 1678 и в июне 1679 гг. Трехпрестольная церковь стояла над святыми воротами до 1690 г., когда архим. Иосиф получил от новгородского митр. Корнилия дозволение перенести ее на остров возле монастыря и построить из нее новую во имя свв. препп. Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев. Где находился монастырский остров, сказать трудно, за несколько веков местность сильно изменилась. Видимо, было где-то место, в котором река Могоча разливалась, оставляя небольшой участок незатопленным, образуя островок (напр., такой островок существовал когда-то возле новгородского Антониево-Дымского монастыря). Перенос церкви был осуществлен стараниями монастырских старцев – келаря Лаврентия Соловьянина и Ионы Ахматова. Келарь Лаврентий ранее подвязался в Соловецком монастыре, потому и получил прозвание Соловьянин. Возможно, идея поставить церковь во имя Соловецких чудотворцев (в 1687 г. в монастыре широко отмечался день их памяти) принадлежала ему. Как бы там ни было, а остров тот получил название – Соловецкий. В 1694 г. на острове была поставлена деревянная церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи. Архитектурный ансамбль довершала колокольня.

В 1756 г. Зосимовская церковь XVII в. сгорела и была возобновлена тогда же из дерева в точности такая, какая была, и поставлена на прежнем месте. В 1758 г. архиепископом новгородским Димитрием (Сеченовым) (1757 – 1762; затем митрополит до 1767) дано было разрешение на ее освящение, для чего игумену Виссариону были отправлены грамота и антиминс. Возобновленная церковь свв. Зосимы и Савватия простояла на Соловецком острове до 1764 г. Соловецкие церкви ветшали от многочисленных подтоплений при разливе реки.

В 1758 г. церковь Иоанна Предтечи перенесли в монастырь и поставили в камне на западных святых вратах. В 1764 г. никольский архим. Марк получил разрешение от владыки Димитрия перенести церковь свв. Зосимы и Савватия на более высокое место, близ монастырской Слободы, где к тому времени имелся приход. Неизвестно, сохранилась ли грамота владыки Димитрия о переносе церкви Зосимы и Савватия, ее упоминает игумен Анатолий (Смирнов) в своей книге о монастыре, интересна же она тем, что указывает на наличие в монастырской (!) слободе прихода (!), созданного по благословению того же архиепископа, вероятно в конце 50-х – нач. 60-х гг. XVIII в.

В «Дозорной книге церковных приходов» Бежецкого Верху 1570-х гг. монастырская слободка не упоминается. Даже если она и существовала, то вполне могла иметь иное название, а приписана была к монастырскому «погосту на Холму», в приходе которого была 51 монастырская деревня. Как отмечает бежецкий краевед В. Н. Сорокин, к 1564 г. вотчина монастыря насчитывала 150 деревень, которые располагались в радиусе 20 км от него. По «Переписи» Бежецкого Верха Данилы Свечина и Федора Второва пер. трети XVII ст. в Антоновском стану, где территориально располагался монастырь и его вотчины, было 3 погоста, село, 3 сельца, 39 деревень, 176 пустошей. В стане имелось 7 храмов, включая монастырские, и 10 дворов церковного притчу. Описания монастырской слободы в источнике нет. Первое документальное свидетельство о существовании оной нам встретилось в «Переписной книге Бежецкого Верха» 1677 – 1678 гг. Д. Г. Тютчева, но думается, возникла она раньше, в 30-40-е гг. XVII ст. с восстановлением Антониева монастыря после разорения Смутного времени. Еще раз Слобода упоминается в «Переписной книге Бежецкого уезда» 1709 г. князя Григория Волконского. Надеемся, что дальнейшее изучение документов архива Антониева монастыря, переписных и межевых книг XVII – XVIII вв., клировых ведомостей XVIII – XIX вв. позволит восстановить историю подмонастырской Слободы и ее прихода. Но вернемся к истории слободской церкви.

Перенос монастырской церкви свв. Зосимы и Савватия близ монастырской Слободы состоялся в 1773 г. Обитель снабдила ее всей необходимой церковной утварью. Однако уже в 1796 г. и эта церковь, будучи деревянной, сгорела полностью по недосмотру от случайного падения свечи. Уцелевшую утварь, антиминс и Евангелие перенесли в Антониев монастырь. Тогда усилиями слободского прихода было положено начало новому храму в камне, который возводился в период с 1797 по 1799 гг. В этом храме было решено устроить два престола: главный освятили во имя Покрова Богородицы в 1816 г. (летний), а правый придел с трапезной (зимний) – в 1797 г. во имя свв. Зосимы и Савватия. По первому освящению новая церковь и сохранила свое историческое название. В 1860-е гг. в храме проводились какие-то работы, затем он вновь был освящен. В 1915 г. в его приходе насчитывалось 343 двора (около 2,5 тыс. чел.), две земские школы. Настоятельствовал отец Сергей Васильевич Разумовский (36-37 лет).

В 30-х гг. ХХ ст. церковь свв. Зосимы и Савватия была закрыта, использовалась длительное время не по назначению. В 1942 г. была возвращена верующим, но пришла в упадок. В настоящее время восстанавливается усилиями настоятеля Краснохолмского Свято-Николаевского архиерейского подворья отца Силуана (Конева). Богослужения в храме совершаются регулярно.

 

Опубликовано: Тарасова Н.П. Слободская церковь преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев // Сельская новь. 2017. № 42. 27 октября. С. 7.

Источник: статья в свободном доступе в Интернете:

 

2009 - 2019

Hosted by uCoz