Главная     Контакты     Карта сайта     О сайте  

ИСТОРИЯ

Хронология

Краткая история обители

Изучение истории монастыря

План-схема монастыря

Монастырский комплекс

связи с Петербургом

Монастырь сегодня

Календарь
памятных дат

ПЕРСОНАЛИИ

Прп. Антоний Краснохолмский

Игумены монастыря

патриарх Иоасаф II

игумен Анатолий (Смирнов)


кн. Андрей Угличский

инокиня Марфа (Романова)

А.К. Жизневский

архиеп. Димитрий (Самбикин)

В.З. Исаков

ИСТОЧНИКИ

Монастырские летописцы

Летописец

Перевод Летописца

Синодик

ЛИТЕРАТУРА

Список научных работ

Тверской патерик

Библиотека

ФОТО И ВИДЕО

Фотогалерея

Видиофильм

Аналогии

КОНТЕКСТ

Бежецкий Верх

Красный Холм
в XVIII в.

Новости сайта

Наши баннеры

Ссылки

 

Изучение истории Краснохолмского монастыря

к.и.н. Алексеева Светлана Владимировна

Краснохолмский Антониев монастырь: изучение истории

Версия для печати

нтониев монастырь расположен в 5 километрах от города Красный Холм Тверской области. В настоящее время это комплекс построек XV–XVIII вв., частично сохранившихся и находящихся в руинированном состоянии. Никольский собор Антониева монастыря является одним из выдающихся памятников русского средневекового зодчества конца XV века.

Об обстоятельствах основания монастыря с его ранней истории известно из монастырского летописца XVII века.[1] В 1461 г. в Бежецком Верхе появился монах из Белозерья Антоний. С разрешения местного вотчинника боярина Афанасия Васильевича Нелединского Антоний в благодарность за исцеление от болезни выстроил часовню на месте впадения реки Неледины в Могочу. Это и послужило началом обители.

В 1481 г. в монастыре приступили к строительству каменного собора во имя Николая Чудотворца, оконченного уже после смерти Антония при втором настоятеле монастыря Германе в 90-е гг. XV века.

Никольский храм Антониева монастыря признан уникальным образцом архитектуры конца XV в., сочетающим в своей конструкции традиционные черты древнерусского зодчества и новшества, привнесенные в строительство того времени итальянскими мастерами, работавшими в Московском Кремле.

В XVI–XVIII вв. появился целый ряд построек, в целом сформировавших архитектурный облик Антониева монастыря: церковь Покрова с трапезной, церковь Вознесения, братские и настоятельские кельи. Монастырь оказывал существенное влияние на духовную и хозяйственно-экономическую составляющие в развитии края, жизнь в обители всегда была нерасторжимо связана с жизнью за пределами ее монастырских стен.

Интерес к истории Антониева монастыря стал проявляться в конце XIX в. и был обусловлен составлением исторического описания монастыря игуменом Анатолием (Смирновым) и широкой краеведческой деятельностью А. К. Жизневского.

Однако следует заметить, что первым крупным историком, посетившим Краснохолмский монастырь, был Михаил Петрович Погодин, попавший туда в ходе поиска места битвы русских с монголами, состоявшейся 4 марта 1238 г. на берегах реки Сить.[2]

А. К. Жизневский посетил монастырь в 70-х гг. XIX в., оставив об этом свои воспоминания. «Путевая заметка о Краснохолмском монастыре» была опубликована в авторитетном научном издании того времени – журнале «Древности», печатном органе Московского археологического общества. [3] В статье Август Казимирович впервые привел отрывки из основного источника по истории монастыря «Летописца о зачатии Бежецкого Верха Николаевского Антониева монастыря…».

В 1879 г. появилась следующая интересная работа А. К. Жизневского – «Древний архив Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря».[4] Свое внимание исследователь сосредоточил на анализе актового материала, на основании которого он реконструировал жизнь обители в XVI – XVII вв. Через год этот труд выдающегося исследователя тверской земли был напечатан уже в качестве статьи в московском журнале «Древности».[5]

В 1883 г. увидела свет книга настоятеля монастыря игумена Анатолия (Смирнова), в которой он разносторонне подошел к описанию существования обители на протяжении с XV по XIX веков.[6]

Он обратился к истории строительства монастыря и отразил его современное состояние на 80-е гг. XIX в., приоткрыл для читателей богатое содержание ризниц его церквей. Важным моментом было то, что в своей книге игумен Анатолий (Смирнов) впервые привел перечень настоятелей, начиная с основателя монастыря преподобного Антония, кратко охарактеризовал их деятельность. Игумен Анатолий очертил географию монастырского землевладения, проанализировал состав его библиотеки и архива, сделал отдельные замечания по поводу монастырского некрополя.

На начало XX в. интерес научной общественности Твери к Антониеву монастырю был уже четко обозначен и достаточно велик. Так, экскурсию в монастырь, который был признан «большой достопримечательностью в историко-археологическом отношении», совершили члены Тверской ученой архивной комиссии.[7] Ими был осмотрен Никольский собор, отдельные замечания были высказаны по поводу сохранности его фресковой живописи, члены комиссии побывали в помещении монастырского архива.

В 30-е гг. XX в. архитектурный комплекс монастыря понес невосполнимые утраты, ряд его сооружений был разрушен, другие частично разобраны. От главного собора Никольского храма XV в. сохранилось лишь три стены: южная, северная и западная, большая часть памятника, к сожалению, не уцелела.

Во второй половине XX в. вопрос о сохранении памятников монастыря неоднократно поднимался в различных инстанциях, учреждениями науки и культуры проводились обследования, делались обмеры зданий, составлялись отчеты. С экспедициями в Антониевом Краснохолмского монастыре побывали аспиранты Московского архитектурно института (1947 г.), научные сотрудники Государственного Русского музея (1960 г.), архитекторы, реставраторы, инспекторы, представители структур власти, отвечающих за охрану памятников архитектуры.[8] Но в итоге это не привело к должной консервации сохранившихся объектов монастыря, к каким-либо восстановительным работам на его территории.

Только в 90-е гг. XX в. наступил новый и более результативный этап в изучении монастыря. Первооткрывателем Краснохолмского Антониева монастыря для широкого круга деятелей науки и искусства выступил известный ученый, исследователь русского зодчества XV века – В. П. Выголов. В 1991 г. вышла его статья «Никольский собор Антониева Краснохолмского монастыря (последняя четверь XV века)».[9] В ней автор обратился к истории возникновения монастыря, охарактеризовал особенности архитектуры Никольского храма, определил его место в ряду других памятников данной эпохи.

В 1991 г. и 1995–1996 гг. археологические раскопки на территории Краснохолмского монастыря проводились совместно организацией «Тверьпроектреставрация» и кафедрой истории искусства Санкт- Петербургского государственного университета. Руководителями экспедиций были петербургский ученый В. А. Булкин и тверской исследователь А. М. Салимов. Итогом этих работ стало появление научных отчетов, увидели свет статьи.[10]

Отдельное место Антониеву монастырю было отведено в монографии А. М. Салимова «Тверской Спасо-Преображенский собор».[11] В ней были приведены фотографии, сделанные в ходе экспедиции 1991 г. и представляющие собой летопись археологических работ на его территории.

Также в 90-е гг. XX века в поле зрения исследователей древнерусской литературы попал главный письменный источник по истории монастыря – «Летописец о зачатии Бежицкаго Верху Николаевского Антониева монастыря и о строении церквей Божиих и о дани вотчин в обитель сию великих князей и боляр и прочих благодетелей». Статья о нем М. Д. Кагана и Н. А. Охотиной появилась в энциклопедическом издании Института русского литературы АН СССР (Пушкинский Дом) – «Словаре книжников и книжности Древней Руси».[12]

В 2001 г. важной вехой в историческом изучении монастыря стало появление монографии В. А. Булкина и А. М. Салимова «Никольский собор Антониева монастыря. Материалы исследований».[13]

Очевидно, что на современном этапе сохранение и восстановление архитектурного комплекса Антониева Николаевского монастыря является одной из самых актуальных задач охраны историко-культурного наследия Тверской области. Пока не востребованные всерьез и не используемые ни учреждениями культуры, ни церковью сооружения монастырского комплекса XV–XVIII вв. приходят в ветхость и разрушаются.

Страшное и очень эмоционально сильное описание нынешнего состояния Антониева монастыря представил в своей книге известный ярославский искусствовед В. А. Гречухин. Таким он увидел обитель сегодня: «… громадный, размашисто ставленый на берегах Нелединки и Могочи Антониев монастырь – это видение, это прощание, это призрак самого себя…. Монастырь весь в утратах и лишениях. Он остаток своей собственной прежности, он как бы отдельными печальными вехами намеченная схема его былого. Но схема – громадная!»[14] Этот отрывок из книги писателя, посвященной роли в истории России углического князя Андрея Большого, можно назвать не иначе как плач о погибели Антониевой обители, призыв наконец-то увидеть ее величие.

Однако в последнее время в современном российском обществе особое внимание стало уделяться поиску духовных, православных корней русской культуры. Хочется верить, что Антониев монастырь не останется вне этого процесса обращения к традициям русского народа, к церковной жизни. Ведь Краснохолмский монастырь неотъемлемая часть нашей культуры, часть истории Русской Православной церкви.

Летом 2008 г. вновь на территории Антониева монастыря проводились новые археологические работы, в которых участвовали тверские и московские ученые.[15] Внимание археологов на этот раз вызвал западный притвор Никольского храма.

В ноябре 2008 г. на историческом факультете Санкт-Петербургского государственного университета прошел Первый петербургско-тверской семинар «Тверской край в науке и культуре». Организаторами этой встречи выступили ведущие научные и образовательные учреждений современной России: Санкт-Петербургский государственный университет, Тверской государственный университет, Филиал Государственной академии славянской культуры в г. Твери, а также общественная организация Ассоциация Тверских землячеств. Ярким событием прошедшей научной встречи стал круглый стол «Проблемы сохранения архитектурного комплекса Краснохолмского Антониева монастыря». Наряду с докладом С. В. Алексеевой «Краснохолмский Антониев монастырь: вопросы сохранения и развития комплекса» прозвучали заявленные в программе семинара выступления его участников. Свое мнение по вопросу высказали Вал. А. Булкин (кандидат искусствоведения, доцент кафедры русской культуры Санкт-Петербургского государственного университета), А. М. Салимов (кандидат искусствоведения, заведующий кафедрой истории и теории искусства Филиала Государственной академии славянской культуры в г. Твери), О. М. Цветкова (заместитель главы администрации Краснохолмского района Тверской области по социальным вопросам), И. В. Семенова (заведующая Краснохолмским краеведческим музеем), Н. Р. Козлова (заведующая отделом истории досоветского периода Тверского государственного объединенного музея), Е. Б. Чурилова (старший научный сотрудник Государственного Русского музея).

Некоторые вопросы, касающиеся современного состояния и перспектив восстановления монастырского комплекса, вызвали дискуссию и полемику, в которой выступили А. Л. Пунин (доктор искусствоведения, профессор Российской академии художеств), А. П. Орлов (председатель регионального общественного фонда «Восстановления церкви Спаса Всемилостивого с. Деледино»), Е. Г. Обухов (краевед, житель г. Красный Холм).

Достаточно разные по характеру и содержанию выступления докладчиков тем не менее сходились в одном – не вызывает сомнений высокая художественная ценность комплекса Антониева Краснохолмского, большое значении его восстановления для отечественной культуры.

Современное состояние комплекса Антониева монастыря – это показатель нашего отношения к памяти о прошлом. Это не церковь и не музей. Монастырь, обладающий многовековой историей, уникальным архитектурным обликом, все еще существует сам по себе, он оказался как бы вне времени, к сожалению, за границей духовных и эстетических потребностей общества. Пока монастырский комплекс – это скорее печальный памятник 30-м гг. XX в., времени борьбы государства с церковной структурой, времени бездумного уничтожения наследия предшествующих эпох.

[1] Жизневский А. К. Древний архив Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря. М., 1879. С. 66-73.

[2] Погодин М. П. Путевые записки проф. Погодина по некоторым внутренним губерниям // Москвитянин. 1848. № 12. С. 109-110; См. также. Алексеева С. В. Путешествия на берега Сити, или исторический факт в народных преданиях // Михайловский замок. Историко-литературный журнал. СПб., 2001. №4. С. 278-283.

[3] Жизневский А. К. Путевая записка о Краснохолмском монастыре // Древности. М., 1874. Вып. I. С. 82-85.

[4] Жизневский А. К. Древний архив Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря. М., 1879.

[5] Жизневский А. К. Древний архив Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря // Древности. М., 1880. Вып. VIII. С. 1-95.

[6] Анатолий (Смирнов) игумен. Историческое описание Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря Весьегонского уезда Тверской губернии. Тверь, 1883.

[7] Виноградов И. А. Археологическая экскурсия в село Кожино, город Кашин, Краснохолмский Антониев монастырь, город Бежецк, сельцо Островки Вышневолоцкого уезда // Журнал 83 заседания Тверской Ученой Архивной комиссии 19-20 июня 1901 г. в городе Кашине. Приложение. Тверь, 1901. С. 16-18.

[8] Подробнее см.: Булкин Вал. А., Салимов А. М. Никольский собор Антониева Краснохолмского монастыря. Материалы исследований. М., 2001.С. 6-7.

[9] Выголов В. П. Никольский собор Антониева Краснохолмского монастыря (последняя четверть XV в.) // Памятники русской архитектуры и монументального искусства: пространство и пластика. М., 1991. С. 3-26.

[10] Булкин Вал. А., Салимов А. М. Памятник каменного зодчества XV века // Тверской археологический сборник. Тверь, 1994. С. 249-255; Булкин Вал. А., Салимов А. М. Архитектурно-археологическое исследование Никольского собора Антониева Краснохолмского монастыря // Реставрация и архитектурная археология. М., 1995. Вып. 2. С. 37-50; Салимов А. М. Архитектурно-археологические исследования в Твери и Антониевом Краснохолмском монастыре // Археологические открытия 1995 года. М., 1996. С. 176-177; Салимов А. М., Булкин Вал. А. Исследования Никольского собора Антониева монастыря в Тверской области // Археологические открытия 1996 года. М., 1997. С. 165-166; Салимов А. М., Булкин Вал. А. Трапезная Антониева Краснохолмского монастыря // Архитектурное наследство М., 2006. Вып. 46. С. 71-86; Булкин Вал. А., Гадалова Г. С., Салимов А. М. Антониев Краснохолмский монастырь // Русское средневековое надгробие XIII-XVII вв. Материалы к своду. М., 2006. Вып. 1. С. 286-291.

[11] Салимов А. М. Тверской Спасо- Преображенский собор. Тверь, 1994. С. 117-129.

[12] Каган М. Д., Охотина Н. А. «Летописец о зачатии Бежицкаго Верху Николаевского Антониева монастыря и о строении церквей Божиих и о дани вотчин в обитель сию великих князей и боляр и прочих благодетелей» // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3, Ч. 2. СПб., 1993.

[13] Булкин Вал. А., Салимов А. М. Никольский собор Антониева Краснохолмского монастыря.

[14] Гречухин В. А. Лики Четвертого Рима. М., 2004. С. 72.

[15] Салимов А. М. Отчет об археологических исследованиях в западном притворе Никольского собора Антониева монастыря в Тверской области в 2008 г. Филиал государственной академии славянской культуры в г. Твери. Тверь, 2008.

 

 

Статья опубликована: Алексеева С. В. Изучение Краснохолмского Антониева Николаевского монастыря в XIX – XX вв. // Край Краснохолмский: Исследования краеведов. Тверь, 2009. С. 106 – 107.

 

2009 - 2014

Hosted by uCoz